Как трудились и делили обязанности по хозяйству в крестьянских семьях.
Нередко можно встретить мнение, что крестьяне занимались непосильным трудом - от рассвета и до заката, и очень страдали от этого. В результате часто болели и рано умирали, ведь жизнь в постоянном труде не способствовала сохранению молодости и здоровья. Однако, это не совсем так. Ведь мы судим со своей колокольни - из мира комфорта и изобилия, а вот для крестьян жизнь без тяжёлого труда была немыслима. Они и не представляли, что может быть как-то по-другому.
Я помню, как моя бабушка, дочь крестьян-переселенцев, поговаривала: «Крестьянин жил, чтобы работать и работал, чтобы жить. Без труда мы свою жизнь не представляли. И говорили так: в ленивое место всегда приходит грех». Вот так получается: труд в деревне и сама жизнь - это было одно и тоже, ведь работать для крестьянина было равно дышать...
Трудились раньше не только в поле, работы по дому тоже хватало. И, конечно, обязанности между мужчинами и женщинами разделялись. Выполнять мужчине, даже мальчику, женскую работу по дому считалось зазорным. И нарушение этих неписанных правил допускалось лишь для холостяков и вдовцов.
⠀
Чтобы представить примерный объём женских работ того времени, можно обратиться к свидетельствам современников. Вот, например, небольшая цитата из путевых заметок немецкого путешественника и этнографа И.Георги, которые он делал, путешествуя по России в конце XVIII века: «Они (женщины) весьма пекутся о чистоте в доме, прядут на самопрялках и на пряслице, ткут холстину и сермяжные сукна на станках... белят, валяют, красят, вяжут кружева... для утиральников и повязок, делают войлоки, стряпают кушанье, пекут хлебы, смотрят за домашнею живностию и вообще больше всех других европейских поселянок упражнены, можно сказать, до излишества, ибо сверх работ своих во весь почти год делают на дому и в поле те же работы, что и мужчины, за исключением немногих».
⠀
Эти слова И. Георги подтверждает и более подробный перечень женских работ, который можно найти в описании быта Кашинского уезда Тверской губернии: «Женщины зиму прядут, кормят мелкую скотину и мужчинам в присмотре за крупною помогают. С марта по июнь ткут холсты и сукна, вышивают гарусом ширинки и платки, в огородах копают, садят овощи и помогают мужчинам в чищении лугов. В июне возят навоз и оный разбивают. В июле ходят на сенокос, лен полют, потом выбирают и рожь жать начинают. В августе продолжают жнитво, выбирают и стелят лён, овец стригут. В сентябре дожинают хлеб, огородные овощи убирают, мнут и треплют лён. В октябре и ноябре пособляют молотить. А в несемьянистых хозяйствах женщины и косят, а иногда и пашут». И нужно добавить, что все перечисленные здесь занятия — это действительно физически тяжёлый труд.
⠀
Конечно же, за скобками этих описаний осталось очевидное — ежедневная готовка, уборка, растопка печи, походы на колодец за водой, стирка белья для всех членов семьи… И при этом в крестьянской семье, в отличие от мужского, женский труд мало ценился...
Это кажется нам не совсем справедливым, если ещё учитывать то, как часто в то время рожали. При этом каких-то поблажек женщинам не полагалось ни во время беременности, ни после родов. «Беременная жена делает всё: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, как овченка: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит…»
⠀
«Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идёт через пять-семь дней после родов, ребёнка либо берёт с собой, либо оставляет на попечение старухи или старшей сестры (имеется ввиду сестра новорожденного - прим.)»
⠀
Кроме обычных работ по дому и хозяйству каждая замужняя женщина должна была ещё и «одевать» своего мужа и детей. Иногда им приходилось «одевать свёкра или неженатого деверя или какого-нибудь другого члена семьи из холостых». То есть они должны были заготовлять для всей семьи одежду - в том числе нижнее бельё. В вечернее время женщины пряли, ткали, шили или вязали на потребности своей семьи - они часто собирались вместе на «попрядухи», чтобы было легче выполнять бесконечно однообразную работу. Надо иметь ввиду, что процесс ткачества требовал от женщины огромных физических сил. «Прилежные крестьянки» в среднем за три зимних месяца ткали от 50 до 80 аршин холста (т.е. от 36 до 57,6 м). Обычно на изготовление рубахи уходило не меньше, а иногда и больше месяца.
⠀
Однако не стоит думать, что всю работу выполняли одни женщины; распорядок дня мужчин был таким же - если не более, жёстким. «В рабочую пору мужик встаёт очень рано. Молится: «Господи Иисусе Христе, во имя Отца и Сына и Святого Духа—аминь» (поклон в землю). А иногда прямо идёт на работу и только по дороге крестится. Вечером же перед сном «и Богу молится, и спать валится». Спит часа два-три. Натощак идёт в поле и косит (как только начнёт заниматься заря). Иногда косят хлеб и ночами - чтобы он не слишком осыпался («с росой да с холодком»)... К семи-восьми часам мужик возвращается домой и завтракает (картошка, хлеб). В рабочую пору мужики охотно пьют вoдкy (для подкрепления) за завтраком, обедом и ужином (по шкалику, по два). Если в деревне есть шинок, то, позавтракавши и направляясь в поле, мужик туда заходит и там выпивает свой шкaлuк. После завтрака мужик опять в поле — до обеда (12 часов дня)».
⠀
Получается, что летом мужчины вставали в 3-4 часа утра и сразу шли работать. Весь их день занимала работа в поле, перерывы делались лишь на приём пищи и то, часто еду просто брали с собой, чтобы время на дорогу зря не терять. «После обеда мужик отдыхает, затем опять в поле, причём берёт с собою хлеба, чтобы «полудновать» (часа в 3-4). К темноте возвращается домой, где в 9 часов вечера приблизительно ужинает. А зимою мужик встаёт часов в шесть. Задаёт корм скотине. Иногда молотит. Плетёт лапти на всю семью, а остальное время лежит на боку и спит».
⠀
Так писала этнограф Ольга Семёнова-Тяньшанская в своей книге «Жизнь “Ивана”. Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний», которая была издана ещё до революции. И здесь хочется обратить внимание на последний абзац. Получается, что если одеждой семью обеспечивала женщина, то за обувь (лапти, валенки) отвечал мужчина. Конечно, валенки редко валяли сами, обычно покупали их у мастеров, но вот лапти плели себе сами, и одной пары хватало примерно на неделю, поэтому даже в этом контексте работы было по-настоящему много.
⠀
Помимо сезонных полевых работ, которые начинались ранней весной и продолжались до поздней осени, мужчины выполняли и работу по хозяйству: ухаживали за лошадьми, занимались строительством, ремонтировали постройки и инвентарь, заготавливали дрова… Работы было настолько много, что нередко к её выполнению привлекались и дети, и старики. Конечно, они выполняли не ложные подсобные работы во дворе и доме, и в основном были помощниками женщин. Старуха обычно присматривала за детьми, качала люльку с младенцем, кормила цыплят и домашнюю птицу, приглядывала за печкой, а старик был постоянным сторожем в доме, смотрел за лошадьми, иногда правил борону и плёл лапти детям.
Как сообщал корреспондент Этнографического бюро из Курской губернии, «По большей же части старики, старухи, достигнув 50-летнего возраста, считают вправе устранить себя от тяжёлой работы, если есть кому заменить их в семье. Старуха, удалившись таким образом от дел, хозяйничает дома: топит печку, метёт пол, доит коров, смотрит за детьми, а в долгие зимние вечера прядёт красна (Красна - это полотно, которое ткут на ткацком стане, длиной в 70 локтей )». Таким образом, старики и старухи работали в доме, пока хватало сил. Интересно, что разделение хозяйственных функций в крестьянской семье учитывало положение девушки-невесты - её не обременяли чрезмерно общесемейными работами. Большую часть времени она уделяла приготовлению себе приданого.
⠀
Об объёме работы, проделанной каждым из членов семьи в обычный для зимнего периода день, можно судить на основании «Журнала ежедневных работ» крестьянской семьи Суховых из села Домнино Ляховской волости Меленковского уезда Владимирской губернии, сделанного домохозяином по просьбе корреспондента
Петра Каманина. Семья Суховых состояла из семи работников: родители, женатый сын с невесткой, двое холостых сыновей (подростки) и дочь. Отец и сыновья выполняли всю работу, связанную с доставкой дров, сена, починкой сельскохозяйственных орудий. Жена главы семьи помимо прядения занималась приготовлением пищи на всю семью. И самая тяжёлая домашняя работа доставалась невестке. Она носила воду, стирала бельё, кормила домашний скот. Самый продолжительный рабочий день, как описывал глава семьи, был у его старшего сына и невестки. А вот дочь Суховых, девушка на выданье, только помогала матери и невестке.