СРЕДИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ УКРАШЕНИЙ МНОГИЕ ИМЕЮТ ЗНАМЕНИТОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, — АРТЕФАКТЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ДРАГОЦЕННОСТИ XIX ВЕКА И МНОГОЕ ДРУГОЕ
Автор: Мишель Пластрик
В Музее изящных искусств Бостона более четырёх тысяч лет истории представлены на выставке «За гранью блеска: Изюминки ювелирной коллекции». Истории из далёкого прошлого и настоящего — о любви, войне, смерти, мировой торговле, политике, науке и искусстве — рассказывают более 150 экспонатов, представленных в недавно отремонтированной галерее.
Выставка, на планирование и реализацию которой ушло четыре года, «демонстрирует выдающуюся коллекцию ювелирных изделий МИДа, одну из самых обширных в мире», — говорит Эмили Стоерер, куратор ювелирных изделий музея.
Она единственный в Соединённых Штатах музейный куратор, занимающаяся ювелирными изделиями. Эта постоянная экспозиция открылась в мае и включает в себя ежегодную ротацию некоторых предметов.
Среди представленных сверкающих украшений, многие из которых имеют знаменитое происхождение, — сохранившиеся артефакты древних цивилизаций, драгоценности XIX века, вдохновлённые историей и чужими странами, инновационные дизайны XX века, бижутерия и современные украшения, сочетающие традиционные сюжеты с новейшими материалами.
Древние и современные драгоценности
Ювелирные украшения — древнейший вид искусства в мире. Самые ранние примеры украшений — универсальной человеческой склонности — датируются более чем 100 тыс. лет назад. Бисер играл важную роль. Выставка организована по тематическому принципу и начинается с самого древнего экспоната — расшитого бисером древнеегипетского воротника Весех, датируемого 2246-2152 гг. до нашей эры.
Составными частями ошейника являются золото, редкая бирюза (возможно, добытая на Синайском полуострове), дорогой лазурит (вероятно, из Афганистана) и стеатит (метаморфическая горная порода). Во внешнем золотом ряду представлены изделия, выполненные в виде жуков-скарабеев. Они были важными культурными символами возрождения, защиты и удачи. Умерших часто хоронили с предметами, изображающими жуков. Этот широкий воротник был извлечён из гробницы придворного чиновника, имя которого выбито на золотых клеммах.
В музее использованы цифровые компоненты для улучшения впечатления от просмотра. Видеоролики показывают лицевую и оборотную стороны некоторых предметов, а подробный аудиотур можно скачать в интернете. Несмотря на то что на выставке представлено множество крупных экспонатов, древнегреческая серьга 350-325 годов до нашей эры, на которой изображена Ника, управляющая двуконной колесницей, является одной из самых маленьких и изысканных драгоценностей, представленных на выставке. Учёные полагают, что серьга могла принадлежать королевской особе или использоваться для украшения статуи, учитывая её удивительное мастерство.
Изделие изображает богиню победы Ника и состоит более чем из 100 частей, спаянных вместе. Ника одета в хитон, тунику с поясом, и лицо её сосредоточено, в руках поводья вздыбленных лошадей. Её крылья передают движение и покрыты тонкой чеканкой. Над виньеткой изображён плод в форме слезы в центре пальметты из жимолости.
В МФА особенно богата коллекция ювелирных изделий XIX и XX веков. Одним из предметов, имеющих отношение к королевской семье, является брошь «Кобургский орёл» 1840 года. Эта сентиментальная брошь была одной из 12, созданных принцем-консортом Альбертом в качестве подарка королевы Виктории носильщикам поезда на их свадьбе.
Это первый экземпляр, приобретённый американским музеем. Королевские подружки невесты традиционно получали в подарок голубя. В данном случае орёл был подходящим символом немецкой семьи Альберта, дома Кобургов. Использованные материалы символизируют событие: бирюза — незабудки, бриллианты — вечность, рубины — страсть, а жемчуг — настоящую любовь.
Современный немецкий дизайн на выставке — крупная пара серёг с кисточками 2018 года от Hemmerle. Они были изготовлены к 125-летию фирмы. Кисточки, украшенные бисером, содержат более 200 каратов сапфиров, подвешены к баварской короне из железа, что отсылает к мюнхенскому наследию фирмы.
Ювелирные изделия эпохи Возрождения
Исторические украшения эпохи Возрождения получили широкое распространение в XIX веке. Современные раскопки древних мест вдохновили движение археологического возрождения. Итальянская фирма Castellani считается одним из величайших ювелиров этого стиля.
Семейное дело ювелиров специализировалось на микромозаиках, которые собираются из тессеров — крошечных осколков стекла. В качестве примера в экспозиции представлена брошь в виде льва, датируемая примерно 1870 годом. Львиная голова с глубокомысленным взглядом, возможно, была вдохновлена помпейскими напольными мозаиками — недавним открытием. В Древнем Риме львы были символом силы и храбрости.
Ещё одним популярным направлением в этот период было возрождение Ренессанса.
Представленное на выставке еврейское брачное кольцо было изготовлено в Центральной Европе в XIX веке, но в стиле XVI века. Еврейские обручальные кольца традиционно представляют собой простые кольца, но иногда во время церемонии использовались и замысловатые образцы. Эти архитектурные кольца выполнены в форме Иерусалимского храма. В версии МФА крыша открывается. Хотя в нём нет драгоценных камней, оно великолепно украшено чеканкой и эмалью. Вероятно, на создателя драгоценности повлияли клады сокровищ, обнаруженные в 1800-х годах.
Классическим украшением высшего общества конца XIX века является представленное на выставке ожерелье из натурального жемчуга и бриллиантов, принадлежавшее австрийской ветви семьи Ротшильдов. В этом прекрасном изделии 10 идеально подобранных натуральных жемчужин — поразительное сочетание. Этот природный жемчуг считался более ценным, чем бриллианты, пока на рубеже XX века люди не освоили процесс создания искусственного жемчуга. Это ожерелье находилось в коллекции баронессы Клариссы де Ротшильд.
Когда нацисты аннексировали Австрию в 1938 году, баронесса находилась за границей в Лондоне, путешествуя с большей частью своей ювелирной коллекции; это колье избежало нацистского разграбления. Колье является представителем движения Belle Époque, в частности, стиля «гирлянда», для которого характерен дизайн сваг, состоящий из ниспадающих изогнутых линий.
Украшение выполнено из золота с серебряной оправой: серебро считалось более подходящим для бесцветных бриллиантов, чтобы сохранить эффект «белое на белом». Золотая основа была необходима для того, чтобы кожа или одежда владельца не потускнели. Когда было создано это колье, платина была слишком сложна в обработке, чтобы использовать её в качестве оправы. Со временем научные инновации позволили этому металлу заменить историческую оправу из серебра и золота.
Патриотичный пример использования платины — брошь с американским флагом от Black, Starr and Frost, одного из старейших ювелирных домов Соединённых Штатов.
На выставке представлен самый известный американский ювелирный бренд Tiffany & Co. Одно из их изделий — экзотическое украшение для рук, созданное примерно в 1893 году. Главный дизайнер компании Г. Полдинг Фарнхэм разработал его концепцию.
За вдохновением он обратился к индийскому хатпалу, традиционному свадебному украшению. Разноцветные полудрагоценные камни в золотой оправе опоясывают запястье, ложатся на тыльную сторону кисти и переходят на четыре пальца. Чтобы помочь зрителю понять всю сложность изделия, оно представлено на тщательно выполненной модели руки.
Дизайн в стиле модерн и деко
Конец XIX — начало XX века ознаменовались двумя самыми знаменитыми ювелирными движениями: модерн и ар-деко. Испанская подвеска от Fuset y Grau с изображением девочки, выдувающей жемчужные пузыри, датируемая примерно 1910 годом, является восхитительной иллюстрацией первого, характеризующегося плавными линиями, природными мотивами, женскими фигурами и использованием эмали pliqué-à-jour. Эта эмалевая техника не имеет обратной стороны и потрясающе имитирует витраж.
Ар-деко использовал смелые геометрические формы, новые виды огранки камней и новые материалы. Впечатляющий объект, представленный МФА, — брошь «Марджори Мерривезер Пост» 1929 года, изготовленная компанией Oscar Heyman Bros. для Marcus & Co., известного американского ювелира из Нью-Йорка.
В этой модной платиновой броши использован исторический объект — 60-каратный резной изумруд XVII века. Этот изумруд был добыт в Южной Америке, попал в Европу, затем на португальском корабле был доставлен в Индию и, наконец, вырезан мастером с изображением цветков ириса. Известно, что изумруды трудно поддаются резьбе, и индийские мастера во времена династии Великих Моголов стали экспертами в этом искусстве. Пост собрала историческую коллекцию ювелирных изделий, и эта брошь была одним из её самых ценных экспонатов.
Бывшая собственность Поста представлена рядом с современной индийской брошью работы Бхагата. Эта драгоценность напоминает «джали», декоративную оконную решётку в различных типах зданий в этом регионе. Изумруды были использованы для имитации мха, который растёт на многих архитектурных объектах Мумбаи. В изделии, выполненном с использованием колумбийских изумрудов, сочетаются могольские узоры и ар-деко. Оно покинуло мастерскую в феврале 2024 года и поступило в МФА в апреле, став самым новым приобретением.
Звезда выставки — брошь «Морская звезда» Бойвена 1937 года, одно из самых известных украшений XX века. Брошь, разработанная известным французским дизайнером Жюльетт Мутар, принадлежала голливудской актрисе Клодетт Кольбер. Эта крупная брошь длиной 4 дюйма изготовлена из золота, 71 рубина и 665 аметистов. Считается, что в 1930-х годах было изготовлено всего четыре экземпляра с таким сочетанием камней. Брошь полностью шарнирная, состоит из суставов, которые двигаются и драпируются, как у настоящего морского существа. Несмотря на сложную конструкцию, брошь выглядит безупречно элегантной.
Мир фауны и флоры традиционно служит благодатным источником вдохновения для ювелирных украшений. На выставке представлено несколько образцов цветов и бабочек, в том числе два современных изделия китайских ювелиров, которые обновили форму, используя титановые оправы. Элитные ювелиры предпочитают этот металл, потому что он может быть анодирован для создания богатой цветовой гаммы. Кроме того, его лёгкость позволяет создавать крупные, но удобные для ношения украшения.
Великолепная скульптурная брошь-бабочка Forever Dancing-Bright Star от Уоллеса Чана выполнена из цветных бриллиантов и настоящих образцов крыльев бабочек. Чан — один из самых значительных ювелиров современности. Эта брошь — первая работа Чана, попавшая в коллекцию американского музея. В китайской культуре бабочка символизирует вечную любовь и фигурирует в исторической легенде о влюблённых бабочках в стиле Ромео и Джульетты.
Выставка «За гранью блеска» воспевает творчество и технический гений многих людей, участвовавших в создании каждой драгоценности. Она приглашает зрителя быть очарованным красотой предметов и историями, которые они рассказывают, чему убедительно способствует кураторство. Экспозиция успешно доказывает, что ювелирные изделия — это искусство, им место в музеях, и они являются образовательным удовольствием.
Источник: The Epoch Times