Мне кажется, что Вонг Карвай - это Такеши Китано Китая. Ведь, если спросить человека далекого от азиатского кино, кого он знает из китайских режиссеров, то скорее всего именно Вонг Карвая он и назовет. Многие его фильмы стали шедеврами мирового кинематографа. И «Чунгкингский экспресс» один из них, но я посмотрела его в первую очередь из-за душки и красавчика японского актера Канэсиро Такеши. Эх, почему в Японии таких больше не делают? Впрочем, он не единственный, на кого в этом фильме можно полюбоваться.
Откуда такое необычное название? Оказывается, Чунгкингский - это слово от названия здания в квартале Гонконга Чимсачей, где рос Вонг, а экспресс - это от названия закусочной «Полночный экспресс» в центральном Гонконге. Так что смесь этих слов должна нас немедленно перенести на узкие и шумные улочки этого города. Ведь действия этого арт-хаусного романтического фильма происходят именно в Гонконге.
Фильм снят в 1994 году и входит во многие списки и рейтинги мировых шедевров. Правда, на западе, несмотря на высокую оценку критиков, фильм собрал в прокате мало. Да и вчера почитав комментарии под видео, я удивилась их разнообразию. Одни фильм яростно критиковали, другие - называли шедевром. Так что я решила, что точно нужно смотреть и составить свое мнение.
В основе сюжета две истории любви, двух полицейских. Первая - с Канэсиро Такеши в главной роли - рассказывает историю молодого, совсем молодого полицейского Хэ Чжиу, с которым рассталась его девушка Мэй. Парень дал возможность подруги сердца подумать, и может быть, вновь вернуться к нему. На раздумья у нее целый месяц, а пока Чжиу отсчитывает этот срок очень странным способом - покупает каждый день банку консервированных ананасов. Канэсиро Такеши смог удивительным образом передать наивность в любви своего персонажа, его детскость, непосредственность, открытость миру. Этого героя по-хорошему жалко, хочется, чтобы он подольше сохранил свой открытый взгляд на мир, который совсем не вяжется с его серьезной профессией - полицейский. Самый замечательный и забавный момент, на мой взгляд, когда он звонит всем своим знакомым подружкам, даже бывшую одноклассницу вспомнил. И говорит то на китайском, то на японском.
Ему в пару поставили загадочную женщину в белом парике, мастерски сыгранную Бриджитт Лин, которая промышляет незаконной продажей наркотиков. Ее история - это почти что гонконгский боевик с разборками, нелегальными мигрантами, перестрелками.
Неожиданно ее жизнь пересекается краткосрочной встречей с молодым полицейским. Как будто два противоположных мира вдруг сходятся вместе. Утром они вновь возвращаются на пути своя. Только вдруг на пейджер Чжиу приходит поздравление от этой женщины с днем рождения, этот факт полицейский собирается помнить всю жизнь. 1 мая ему исполнилось 25 лет.
Сама же преступница улетает в неизвестность в новую жизнь. А Чжиу понимает, что окончательно расстался со своей девушкой. Свой день рождение он отмечает пробежкой. Разумно говоря, что вместе с потом из организма выходит лишняя влага, не оставляя возможности для слез.
Вторая история про полицейского - Вэя, он старше первого героя, но тоже болезненно переживает расставание со своей девушкой-стюардессой. Думаю, актер, сыгравший эту роль в большом представлении не нуждается - Тони Люн. Совсем недавно мы видели его блестящую игру в фильме «Безымянный». В полицейского влюбляется сотрудница местной закусочной Фэй (актриса и певица Ван Фэй). Девушка не говорит о своих чувствах, но тайно приходит в квартиру Вэя и наводит там порядок.
Оба персонажа второй истории очень занимательные. Фэй привлекает своей мечтательностью, а Вэй сочетанием брутальности и мальчишеской непосредственности. Правда, не знаю, как бы я отреагировала, если бы обнаружила, что кто-то тайно приходит в мой дом и чем-то там занимается, но Вэй явно проникается симпатией к Фэй. В конце концов и этих героев ждет расставание, правда, затем встреча и открытый финал. Но смотреть, как развивается эта романтическая линия и за тем, как Тони Люн щеголяет то в полицейской форме, то в трусах - увлекательно.
Интересно, что на дворе 1994 год, а Фэй несет товары из корейского магазина со всякой всячиной для дома Loft. Представляю, как уже тогда Гонконг должен был воодушевлять тех, кому посчастливилось там побывать.
Мне кажется, город похож на происходящие здесь истории. Это смесь всего - культур, людей, надежд и разочарований. Кстати, именно с переезда в Гонконг началась творческая карьера Ван Фэй.
Мне фильм понравился. В нем, конечно, калейдоскоп историй, но за счет плавного повествования, это не вызывает отторжения. Ощущение после просмотра, словно я прочитала хорошую книгу. Так что не знаю, как кому, а я однозначно порекомендовала бы это произведение Карвая.
А еще у меня возник вопрос к тем, кто азиатское кино смотрит. Как считаете, если бы не возраст и не изменения во внешности, то то поколение азиатских актеров переплюнуло бы нынешнее? Может, за счет их опыта и творческого пути, они мне кажутся более цельными и глубокими. А вы что думаете?