Медведь, который всегда прав
По мнению Б.А. Рыбакова - археолога, Академика РАН, одного из самых влиятельных деятелей советской историографии, культ медведя является самым первым и распространённым в истории человечества.
Доказательство этому находят от Эльбы до Урала, а также в «царских курганах» лесной и частично в степной части Скифии и Крыма.
На Руси образ медведя связывали c силой пробуждения природы, которая может длительное время находиться в спячке, а затем преображается. Великая сила этого крупного зверя, его сокрушительная мощь, и в тоже время обаяние и постоянство делали медведя Царём Северных лесов.
Медведь является героем народных сказок и мифов, встречается на многих гербах старых русских городов. В отличие от «ЛЕВого» южного льва, считалось, что северный «медведь всегда ПРАВ». Русских людей, традиционно сравнивают с медведями из-за их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой.
В русской традиции этот зверь имел множество имён: медведь, ведмедь, бер, ком, хозяин, потапыч, косолапый, мохнатый…Люди считали, что медведь не только хорошо чует человека, но и слышит его, и понимает речь. Поэтому, когда шли на охоту или просто по грибы и ягоды, слово «медведь» заменяли при разговоре, пытаясь, таким образом, обхитрить зверя.
Слово «медведь» означает: «мёд ведающий». Южные славяне называют зверя – ведмедь - «ведающий мёд». И в том и в другом случае, это тот, кто знает (ведает), где мёд. Этот зверь в лесу самый могучий, потому и Хозяин. А у наших близких родственников по языку литовцев мишку называют «мешкас».
В древности русский человек старался, не нарушая законов природы, вписаться в неё. Поэтому охота была не простым удовольствием истребления, а необходимостью выживания в суровых природных условиях. Охотник получал от медведя то количество мяса, которое ему необходимо, в других случаях не трогая и помогая ему. Он изучал повадки медведя, стремился постичь Дух Зверя. Поэтому между охотником и медведем устанавливалось сакрально-магическое и уважительное взаимоотношение.
Повергнув своего могучего противника в честном бою, воин в глазах своего рода, приобретал великую славу, благородство, мужество и его духовные качества . Герой, победивший напавшего медведя, брал имя Зверя себе, и считалось, что с этой минуты Дух Зверя становился не только защитником его самого, но и всего рода.
Именно тогда у русских появилось мужское имя Михаил, Миша, Мишка. Было ещё имя Медведь, от которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.
БЕР
Зиму проводит медведь в БЕРлоге, то есть в своём логове, в логове бера. «Бер» – ещё одно имя медведя.
Благодаря классической пьесе А. Н. Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка», широкую известность приобрела легенда о загадочном народе под управлением царя БЕРендея, жившем якобы на Руси. Царство Берендея было населено волшебниками, запросто общавшимися со славянскими богами, людьми – оборотнями, умевшими превращаться в медведей.
А. Н. Островский во время написания «Снегурочки» черпал своё вдохновение в Переяславле Залеском, неподалёку от «Берендеева болота». Большинство исследователей прошлого действительно связывали это место с реальным местонахождением племени Берендеев. Современные же археологи в этих местах нашли столько артефактов, что всякие сомнения о существовании здесь древнего поселения практически отпадают.
Главной загадкой Берендеева болота до сих пор остаётся комплекс больших синих камней, напоминающих своей формой людей или животных. О самом известном из них – каменном идоле богини Макоши «Синяя баба» с изображением женского лица и фигуры, переяславский исследователь М. И. Смирнов писал, что в середине XIX века его собирались заложить в основание церкви, но не смогли увезти и разбили на части.
*
Особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах, некоторые герои которых имеют предка-медведя.
БЕРсерками в скандинавском опусе Старшая Эдда, у норвежского скальда Торбьерн и немецкого историка Отто Хёфлера называют «людей Одина», которые наводили ужас на всех, кто сталкивался с ними во время боя. Они, противники искусства “правильного боя”, словно превращаясь в диких зверей, рычали, бросались без кольчуг на врага, а иногда и без оружия, кусали яростно свои щиты, а главное – не чувствовали боли. Берсерки описываются как обладающие “мудростью безумия”. Во время боя они включали крайнюю быстроту реакции, обостряли периферийное зрение, предугадывали удар, успевая отбить его или отскочить. А после недолгого боевого транса берсерки впадали в долгий, до нескольких дней, крепкий сон. Но, бывало, и умирали от бессилия, не получив не одного ранения.
Слово « берсерк» переводится как «медвежья рубашка» или «медвежья шкура». Они словно во время боя превращались в медведей, а в некоторых легендах их называют оборотнями.
В мирной же жизни им приписывалась невероятная сила, с которой берсерки в припадке швыряли огромные каменные глыбы и выворачивали с корнем деревья.
В скандинавских странах медведь - Бьерн. Известный норвежский поэт Бьернстерне Бьернсон переводится на русский, как «Медвежий сын». Бернард – медвежья сила. Беранже - медвежье копьё.
«Медвежий корень» сохранился в топони́мике всей Западной Европы. Швейцарский город БЕРн и столица германии БЕРлин на своём гербе изображают бурого медведя. Гербы с медведем считались гербами воинскими.
Бурый медведь изображён и на гербе Карельской республики. Дело в том, что и в германской, и в скандинавской традициях с образом медведя связан главный бог Один (Вотан). "Яростную армию Асгардрейд» составляли живые мертвецы, которые посвятили свои жизни Одину. А в Карелии в ряду различных верований существовало направление «Одинизм» (Од, Один).
И на гербе Новгорода также присутствуют фигуры двух медведей, как символы этой земли. Княжество Новгородское сложилось вокруг древнего Словенска на основе объединения трех племенных групп: угро-финских племен нарва, славянских пруссов и племен славны. Поэтому и славянский стяг пруссов представлял собой красное полотнище с «новгородским» золотым медведем.
На гербе же русского Ярославля медведь изображён с секирой. По преданию, город был заложен в том месте, где Ярослав Мудрый убил напавшую на него медведицу. Изображения медведей с секирой символизировали берсерков. Но у славян были свои «берсерки» - рычащие воины «рыкари» ( не от этого ли слова произошло слово «рыцари») ?
Жившие по соседству с германцами и скандинавами, северо-западные славяне не уступали им не в чём, о как писал древний историк VI века Иордан: "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..."
Считалось, рыкари, чтобы приобрести силу, ярость и сноровку медведя, должны были сразиться со Зверем в одиночку, без оружия. Убив медведя, воин одевался в его шкуру. Воевали храбрые рыкари в медвежьих шкурах или голыми, без кольчуг и щитов, устремляясь вперёд с боем кличем: «Ярь!»[1]. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей.
По древним сказаниям, рыкари могли приручить медведя, ездить на нём верхом. Им приписывали свойство оборачиваться в медведей, чтобы получать, таким образом, силу от Леса, воды, огня и Павших на поле брани.
Образы берсерков – рыкарей перешли и в русские сказки и былины: это и Иван-царевич на Сером волке, и богатыри, размахивающие мечом - кладенцем, не имеющим веса, и добрый молодец, превращающийся в медведя.
Существовали также и рыкари – волкодлаки, а также целое славянское племя лютых рыкарей - лютичей, где воины сражались в волчьих шкурах.
Русские летописи сохранили даже имена наиболее известных славянских рыкарей :
Ольбег Ратоборич. «Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись)
Рагдай Удалой. «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов). Никоновская летопись.
Демьян Куденевич. «Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись).
Славянские князья набирали охрану из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Рыкарями были воины князя Святослава и стражи Храмов Радогоста в городе Ретра и Свентовита в Арконе.
Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
АР
АРкона, АРкос , АРктика, АРкадия, АРтемида, АРтио, АРктур , АРтур…здесь уже начинают путаться славянские самоназвания с названиями и именами кельтскими и Древне греческими, которые связаны со словом «медведь».
Медведь по- кельтски звучит как АРтур, по гречески – АРктос. Слова АРкадия и АРктика означают «страны, где живут медведи». Имя АРкадий – житель Аркадии.
У кельтов образ медведя ассоциировался с воинами и был священным животным богини АРтио.
А в Древней Греции Медведь считался культовым животным богини АРтемиды, а сама Артемида прозывалась Медвежьей богиней. Артемиде был посвящен месяц АРтемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. Священные танцы в честь Артемиды исполняли жрицы в медвежьих шкурах, за что их называли медведицами.
И немного из древнегреческой мифологии:
У красавицы нимфы из АРкадии Каллисто от Зевса родился сын АРкад (АРкас), что означает “медведь”. АРтемида, спустя годы, узнав, что Зевс изменил ей с Каллисто, превратила ее в Медведицу.
Сын АРкас, вернувшись с охоты, увидел возле своего дома медведицу и лающую на нее собаку. Он вскинул копье и чуть было не убил их.
Но тут вмешался Зевс. Желая спасти возлюбленную, он схватил медведицу за хвост и забросил на небо. Поскольку зверь был тяжелый, хвост при этом вытянулся и стал значительно длиннее хвоста обыкновенного медведя. Любимую собаку нимфы - охотницы Зевс не стал разлучать с хозяйкой и тоже забросил на небо, придав ей облик медведицы, но поменьше. Так оказалась красавица Каллисто вместе со своей любимицей среди звезд, где и по сей день привлекает своей красотой взоры людей. Своего сына АРкаса, как повествуют легенды, Зевс тоже поместил на небо — в созвездие Волопаса и превратил его в самую яркую звезду Северного полушария АРктур, чтобы сын всегда охранял свою мать.
Это из Древнегреческой мифологии, которую мы учили в школе. Называть созвездия Большой и Малой медведицей русы стали после принятия христианства из Византии. А как эти созвездия назывались в славянской культурной традиции? - созвездия Макоши! Вспомним ковши-братины на победных пирах в виде утицы. Утка – один из славянских зооморфных ликов богини Макоши, другим зооморфным ликом которой служила медведица.
КОМ
Дальше на восток скандинавского Одина заменяет славянский бог Велес, которому посвящалось четыре праздника в году, один из которых живёт и по сей день: это праздник проводов зимы Масленица или Комоедица. Отмечалась Комоедица в дни весеннего равноденствия – 22–28 березозола (марта), когда день равняется ночи. После этого праздника Солнце, которое олицетворяли блины, начинает отвоёвывать своё первенство.
Первый испечённый в праздник блин полагался комам: «первый блин комам». Комы – это ещё одно имя медведей у древних славян. Отсюда и название праздника.
Но почему именно медведям первый блин? Потому что в Комоедицу начиналось пробуждение голодных медведей в берлоге (беров в своём логове). Старшие женщины несли обрядовые блины в лес и оставляли на валунах и пеньках, как подношение Медведю – Велесу, чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота и не озорничал на пасеках в течение всего года. Скоморохи в честь Медведя-Велеса устраивали КОМедии[2]. Мужчины же чествовали его особой медвежьей пляской и Велесовой борьбой.
Бог Велес - Ведающий Лес, иначе ВОЛос – изображался ВОЛохатым, как медведь. А ВОЛхвы- жрецы Велеса – одевались в МЕДвежьи шкуры. Его ещё называли Великий БЕР(медведь).
*
Изображения медведя встречаются самые разнообразные. Иногда это наскальные рисунки, иногда это бляхи, где звери и в агрессивных позах, и в позах спокойно пьющих воду. Иногда это одна голова, иногда – только лапа. Считали, что даже след животного и его коготь имели сакральное значение[3], поэтому эти знаки нередко можно встретить в старинных орнаментах и оберегах.
На мужских рубашках жёны, например, вышивали “медвежьи уши”- символ внимательности и “след медведя”, как символ успешной охоты. В качестве оберегов носили бляхи с медведем. Их в большом количестве находят в Зауралье, в Прикамье, ареале классического пермского звериного стиля.
В Карелии можно найти валуны и небольшие камни в форме медведей или медвежьих лап. Обычно на этих камнях имеется ещё и человеческий след или лик, что свидетельствует о том, что перед нами божественный двуликий образ[4].
Даже законодательством в древней культуре была предусмотрена клятва на следе, либо лапе медведя. Считалось, что медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных.
.***
[1] Территория Западной Европы, где проживали западные славяне Балтийского и Североморского побережий - руги или русы, в древности носила название Яра Русь (в честь русского бога Яра или Ярилы). Это название и сейчас можно прочитать, например, на некоторых камнях и скалах в отдалённых, безлюдных районах Карелии. Самоназвание норвежцев-норегов — ислендингар, то есть, исландик-ар, исландик-яр = «исландские яры», или «островные яры».
[2] У древних греков, например, медвежьи праздники тоже именовались «comoedia».
[3] По древнеславянской философии, все явления в природе соотносятся как часть и целое и между ними не возникает борьбы. В целом все части равны, это и есть равенство. А смысл жизни для части в том, чтобы служить целому. Поэтому не верно говорят, что на Руси поклонялись множеству богов. Бог Един.
[4] Боги- образы в дохристианской Руси имели и зооморфные (в виде животного) и антропоморфные ( в виде человека) лики.
Е.В.
В продолжение темы: Елена Витальева "Камни под ногами"
Подписывайтесь на канал "Так было..."