Когнитивный диссонанс или нонсенс - понятия, которые никак не обойти, если вглядываться в окружающую реальность (почти как в бездну). Без обилия пруфов и схематично изложу видение еще одной вывернутой на изнанку ситуации. Добровольцы на войне.
Первое. Идти добровольно на войну, чётко осознавая все последствия, всё, что там ожидает, причем даже не сделать выбор занятия и профессии на всю жизнь, пойти не в армию, а именно на войну. Это натуральное безумие с точки зрения психологии и всех остальных мозговых наук. Еще раз: не в училище военное или еще какое специальное поступить, чтобы жизнь свою связать с профессией, не попасть в войска по призыву и осознать, что это дело всей жизни, и в мире, и в войне. А вот так добровольцем именно на войну - безумие.
Но весь выверт в том, что в сложившейся ситуации уйти добровольцем на войну вдруг становится единственным способом избежать неминуемого безумия, которое разъедает этот мир, которое опутывает всё бытие гражданской жизни. И в этом нет никаких открытый, всё давно определено и, в принципе, достаточно явно и просто. Но обо всём по порядку.
Итак, второе, дополняющее первое. При достаточно обильной мифологии добровольчества как массовое явление оно вообще не характерно для серьёзного зрелого государства, то есть и в России уже несколько веков не практикуется. Стоит, конечно, упомянуть казаков, но и это только до поры до времени и в отдельных случаях, типа ЧВК "Ермак Тимофеевич". Самое близкое, что приходит на ум - ополчение времён смуты, Минин и Пожарский. Но фоном там проходят такие условия мирного гражданского жития и социального хаоса, что лучше уж в ополчение, там хоть кормят как-то.
Но в периоды стабильного функционирования крепкого зрелого государства комплектация вооруженных сил велась организованно и без основной опоры на добровольцев. В такие периоды, напротив, отношение к добровольцам оказывалось несколько двоякое и даже подозрительное, за исключением тех, кто именно решил связать всю жизнь с вооруженными силами или спецслужбами.
РККА гражданской войны крайне стремительно перешла к мобилизационному комплектованию, и дело не в том, что желающих мало, или не только в том. Армия - это бюрократический порядок и учёт, и полагаться исключительно на чьё-то желание, будь то романтический порыв, осознанная необходимость или безумие - подход порочный и негосударственный. Так в войнах не побеждают, власть не строят.
История с дивизиями народного ополчения 1941 года - героизм добровольцев, основанием для которого стала дурость некоторых партийных инициатив, вовремя не остановленная, не очень отвечающая мобилизационным планам и порядкам РККА. Добровольческий порыв граждан Советского Союза всё равно попадал в жёсткие рамки бюрократической государственной системы с приказами и требованиями, учётными карточками и категориями годности. Это в военкомат они шли добровольцами, и то, потому что повестка еще не пришла, а вот там их принимали уже либо как мобилизованных согласно разнарядкам и спискам, либо посылали домой ждать своей очереди. Это - зрелое государство, система.
Третье. И сегодня мы имеем государство, то есть систему, но в очень интересных условиях и возможностях. Это отдельная тема. Факт, что большая часть воюющей армии - добровольцы, мобилизация проводилась всего раз и крайне ограниченно, видимо, в соответствии с возможностями и ресурсами.
А главное в этом государстве, что оно - капиталистическое. То есть основа экономического уклада, хозяйствования - это деятельность обособленных субъектов экономики, каждый из которых преследует эгоистическую цель собственной наживы. А хозяйственный уклад, экономика - это базис, оказывающий основополагающее влияние на всё, в том числе на психику отдельного индивида и на структуру общества, как место проживания человека, на мир, в котором живёт человек. И в капиталистическом мире одно из главных свойств и слов - ОТЧУЖДЕНИЕ.
Четвёртое. Собственно о психологии. Есть очень обширная научная и познавательная база по психологии, которую в некоторых направлениях принято считать биологической, то есть основанной на базовых биологических потребностях. Те самые витальные базовые про безопасность, еду и т.д., плюс туда же более глубокое проникновение в либидо и прочие причины формирования личности. Но существуют теории, утверждающие, что биологическая база - только база, а человек в ходе своей эволюции и эволюции общества вырос в более сложное существо, мало того, удовлетворение базовых биологических потребностей стало даваться легче и не является основной проблемой существования, таким образом, сформировалась психологическая личность, для которой можно выделить пять основных потребностей и устремлений, стоящих над базовыми биологическими.
В общих чертах и упрощенно:
1. Кто я? Самоидентификация.
2. Кто мы? Идентификация социальной группы, общества.
3. Я и мы - потребность единения внутри социальной группы, именно единения.
4. Наличие четкой системы ценностей и картины мира, с конкретным пониманием, что хорошо, и что плохо.
5. А вот это часто ставят первым номером - победа над природным, то есть выход из чисто биологических потребностей на новый уровень, где возникает потребность в созидательной творческой деятельности с неотчуждаемым результатом, когда не только процесс важен, но куда важнее результат и прямая к нему причастность.
А, значит, и пятое. Как было уже отмечено выше, этот мир, построенной на капиталистической системе, характеризуется отчуждением. Собственник средств производства (предприятие) отчуждает у наёмного работника результат его труда, взамен давая некую зарплату.
Набор обособленных эгоистичных субъектов экономики, пусть это и коллективы - это не полноценное "Мы", а обособленные группы, конкурирующие со всеми остальными, они не могут составлять полноценного общества. Происходит отчуждение общественных групп уже по характеру хозяйственной деятельности, потому что сама суть капитализма в этом. А сверху еще накладываются манипулятивные психологии размежевания общества и социальных групп на самые разные меньшинства - черные, белые, голубые, жирные, дырявые, поехавшие, понаехавшие и т.д. То есть еще и целенаправленное отчуждение всей силой медиа.
Таким образом даже единение внутри одной группы становится проблематичным, обязательно где-то пройдут линии разлома и отчуждения, будь то политические взгляды, отношение к жаренному мясу или электросамокатам.
Дальше можно не продолжать, четкая самоидентификация чревата обязательным конфликтом, но для неё нужна чёткая система ценностей, а где она? В капиталистическом то мире? Существует классическая классовая теория, которая могла бы закрыть потребности личности, еще и открыть потенциал движения в сторону более сбалансированного и способного к развитию и прогрессу общества. Но вся политика отчуждения строится на том, чтобы ни в коем случае не произошла самоидентификация и организация по классовому признаку. Всё что угодно, любые девиации, права любых патологий, но только не классовая борьба.
А, согласно этим самым теориям психологии, если хотя бы одна из пяти вышеперечисленных потребностей личности не закрыта полностью, то это ведёт к сумасшествию, к безумию. Если закрыты только частично, то стопроцентный невроз, как минимум. А в совокупности всё то же безумие.
Все современные модные и популяризируемые (ранжируются в соцсетях, в рекламе и продажах) психологические и псевдорелигиозные практики стремятся хотя бы частично прикрыть эти пять потребностей. Скрыть за концентрацией на внутреннем мире и осознанностью бесконечное отчуждение. Бесконечными тимбилдингами и тренингами, всякими коуч-курсами и развивающими практиками пытаются создать иллюзию удовлетворения потребностей личности, достижения устремлений. Корпоративная культура вместо единения.
Этот мир по определению, от базиса до надстройки безумен и неуклонно сводит с ума людей. Человек либо отказывается от своей развитой психической личности, погружаясь в болото потребительского быта и сериальных эмоций, в эрзац заменители общественного бытия и творчества, либо сходит с ума, просто обречён сойти с ума.
А вот теперь - добровольцы. Добровольно ушли именно на войну. Казалось бы - безумие. Но посмотрим с точки зрения основных потребностей развитой психической личности.
Чёткое понимание своего места, своего дела, своего долга, стопроцентная самоидентификация. При этом конкретное "Мы" не только на уровне подразделения, отряда, но и куда шире - Родина. Не просто единение - боевое братство. Участие в общем деле, творческий созидательный труд. Да, звучит как нонсенс, но труд военного - творческий, нестандартный, созидательный. Созидаемое приводит к разрушению вражеского и гибели врага, но труд не перестает от этого быть созидательным. И результат этого труда неотчуждаем, где бы ни служил и чтобы ни делал доброволец, результат - он общий. И при этом четкая система ценностей и яркая понятная картина мира.
На войне калечат и убивают. Но наш мир настолько вывернут и чудовищно искорёжен человеческим произволом, настолько безумен и обрекает на сумасшествие нормальных людей, что воюющая армия оказывается наилучшим местом для сохранения психического здоровья.
И снова абсолютно ненормальное явление оказывается единственно нормальной реакцией нормального человека на чудовищную ненормальную действительность. Эта патология существования длится у нас десятилетиями.
Но ведь это всё кончится. И добровольцы поедут домой. А там - всё тот же безумный мир отчуждения и капитала. И этот мир скажет им: "Вы выполняли работу за деньги, вы - обычные наёмники, вахтовики. Ничего личного, просто бизнес". Нет, громко вслух они могут кричать про патриотизм и новые элиты, про пример для всех, про наших героев, посвящать песни в жанре *дских плясок, снимать какие-то фильмы. Чуть тише говорить про ПТСР, про психические расстройства, про низкую социальную и бытовую адаптивность.
И добровольцы действительно будут сходить с ума, потому что снова попали в мир отчуждения и безумия. Их снова будет засасывать болото сумасшествия. И они снова будут искать то место и состояние, где знать: кто я, кто мы, где мы и зачем.