Автор — Ангелина Вовк
Задача школы на возрастном этапе 9-12 лет — не только удовлетворить потребности возраста, но развить необходимые твердые и мягкие навыки с учетом особенностей психологии возрастного периода.
Предлагаем познакомиться с альтернативной средней школой для детей 9-12 лет (4-6 классы).
Индивидуальный маршрут обучения, наставничество педагога, самостоятельность
Совместно с ребёнком в Школе Великих Открытий педагог определяет, какие навыки ученику важно развивать, какие темы в изучении ему особенно интересны, и как этот естественный интерес можно развить, в какую область направить.
Дети учатся планированию: с утра вместе с педагогом ученики планируют свой день исходя из тех задач, которые у них стоят по обучению.
Несмотря на то, что в Школе Великих Открытий отсутствуют ежедневные обязательные домашние задания, есть те задания, которые ребята делают во время уроков самостоятельной подготовки в школе. Подобный подход не только позволяет ребёнку проявлять самостоятельность и удерживать ответственность, но и даёт возможность ему и родителям сосредоточиться дома на общении друг с другом.
Покажи дневник!
В Школе Великих Открытий нет оценок. Безоценочная система является одним из принципов методики Монтессори.
Подобный подход сравнивает не детей друг с другом, а результаты одного и того же ребёнка в динамике. Здесь взрослый не оценивает личность ребенка, но помогает ученику проанализировать результаты и позволяет ошибаться. Главное — научить ребенка справляться с ошибкой эмоционально и знать, как её исправить.
В результате, у ребенка формируется адекватная самооценка, он неоднократно проживает чувство успеха и уверенности в себе, становится независим от внешней оценки, у него нет чувство страха перед наказанием, он учится проигрывать с пользой для себя и переводить ошибку в задачу — не бояться пробовать что-то новое.
Но как, в таком случае, происходит отслеживание усвоения программы?
Во-первых, в конце учебного года проводится аттестация, соответствующая ФГОС, а во-вторых каждый модуль ребята проходят контрольные срезы по трём основным предметам (5 раз в год).
Ежемодульные срезы по математике, русскому и английскому языкам помогают ребенку (и педагогу) понять, как он двигается в освоении предмета (а также показать проделанный путь родителям).
Кроме этого, у нас проводятся индивидуальные консультации с родителями. Эти встречи важны не только для составления плана по преодолению трудностей и закреплению успеха, но и для разделения ответственности: одним из принципов нашего образования является то, что родитель-ребёнок-педагог работают сообща.
Давай поговорим?
Особое внимание Школа Великих Открытий уделяет мягким навыкам (от англ. soft skills) и развитию эмоционального интеллекта.
Так, в нашей школе есть уроки Самопознания. Вместе с директором — Ириной Кулешовой — ребята учатся разбираться в своих чувствах, слушать себя и других, разбирают конфликтные ситуации и учатся самостоятельно находить решение.
Детям этого возраста важно слышать мнение других и высказывать свое собственное, на уроках ребята разговаривают об эмоциях и о важных общечеловеческих ценностях (например, о совести, о свободе, о выборе и мн. др.).
Кроме того, у наших учеников есть возможность посещать встречи с Алексеем Бабаянцем (психологом-консультантом в сфере личностного развития бизнеса и семейных отношений) и обращаться к ресурсному центру Школы Великих Открытий (школьному психологу).
Проектная деятельность
Проектная деятельность является ведущей деятельностью в нашей школе. Ребята разрабатывают собственные проекты, презентуют и защищают их перед экспертами для перехода в следующую ступень.
Именно благодаря этой деятельности дети учатся
- работать с информацией,
- критически ее анализировать и перестраивать под себя,
- разбивать задачу на части,
- планировать время для выполнение поставленных целей,
- принимать конструктивные решения относительно себя и социума,
а также пробуют социальные роли взрослого, формируют свою идентичность и раскрывают потенциал!
На сегодняшний день вместе с детьми реализованы следующие крупные проекты: кафе «ВЫпросили», школьное радио «Тук-тук», «ЭкоДом». Подробнее с проектами наших учеников можно ознакомиться на сайте.
Метапредметность и специально-подготовленная среда
Помимо того, что школьники активно участвуют в больших школьных проектах, они учатся в метапредметной среде — когда знания из разных дисциплин переплетаются и интегрируются в единую деятельность.
Погружение в ту или иную область представляет собой разноформатное исследование: ученики слушают лекции, работают в группах, самостоятельно выполняют задания педагогов, готовят доклады и проекты, выезжают в загородный кампус школы и т.п.
Так, наше образовательное пространство не замыкается на школьных стенах. Помимо специально-подготовленной среды с Монтессори-материалами, учебными пособиями, ноутбуками, мастерскими для ручного труда, естественно-научной лабораторией и спортивным залом, Школа Великих Открытий формирует для учеников II-ой ступени социальную среду.
Например, каждый январь проводится ежегодная бизнес-игра ШВОренция, в которой принимают участие дети из разных школ. Благодаря этому событию ученики практикуются в применении изучаемых дисциплин на практике:
- приобретают навыки финансовой грамотности,
- осваивают официально-деловой стиль речи,
- погружаются в темы маркетинга, рекламы, административного устройства.
В прошлом учебном году также проходил образовательный выезд в Казань в рамках погружения по истории и географии. Дети планировали маршрут и посещение мероприятий, музеев, выставок, достопримечательностей города; делили ответственность за организационные моменты; планировали бюджет и быт; организовывали приемы пищи, трансфер.
Ребята не просто изучают предметы и дисциплины, но понимают, для чего они нужны в реальной жизни и как полученные знания применить на практике.
С какими знаниями, умениями и навыками выходят ученики II-ой ступени?
Предметные результаты: повышается уровень грамотности письменной и устной речи русского языка, отрабатываются основные математические операции из ФГОС (работа с НОК и НОД, дроби, решение разного вида задач, измерения, составление задач из жизни), в английском языке пополняется лексический запас, отрабатывается грамматика и понимание содержания текста.
Метапредметные результаты: улучшается ориентирование в информационном пространстве, осваивается отбор необходимой информации, развивается критическое мышление, приобретается навык структурирования информации под свои задачи, а также умение делить задачу на части.
Личностные метапредметные результаты:
- осваивается умение распределять ответственность и контролировать общую работу;
- ребёнок также осознаёт, что ответственность за его образование лежит на нём и он умеет брать её на себя;
- развивается навык инициирования коммуникации, её поддержании, дети научаются слышать другого, развивают готовность помочь, проявить неравнодушие, принятие и уважение к личным границам;
- ребята научаются рефлексировать, выделять свои сильные и слабые стороны, отмечать прирост в навыках и компетенциях, определять свой интерес, реализовывать его и анализировать свою деятельность.
Школа Великих Открытий