Чтобы воочию увидеть результат исполнения PLA соглашений достаточно посетить магазин крупного розничного торгового предприятия (например, гипермаркета Globus или не так давно IKEA), где продаётся множество товаров, зачастую произведённых в разных странах мира, разными производителями, но под собственной торговой маркой сети.
Понятие PLA
В самом общем виде соглашение на продвижение под собственной маркой (или под собственным брендом), на английском языке private label или private labelling agreement, сокращённо PLA, представляет собой международный договор, в соответствии с которым продукция производится одной компанией (опционально китайским заводом), но продаётся под торговой маркой и наименованием другого иностранного предприятия, обычно крупной торговой компании или сети, на долговременной (long- term) основе.
В современном международном договорном праве для наименования контрактов о продвижении под собственной маркой могут использоваться следующие термины (на русском и английском языках):
- Соглашение об использовании собственной (или частной) торговой марки ~ Private Label Use Agreement;
- Соглашение о производстве и поставке под собственной торговой маркой ~ Private Label Manufacturing (Production) and Supply Agreement;
- Соглашение о выборе частной торговой марки и производстве ~ Private Label Selector and Manufacturing Agreement.
- Соглашение о перепродаже ~ Reseller Agreement;
- Соглашение на изготовление и поставку ~ Manufacturing and Supply Agreement;
- Соглашение на изготовление ~ Manufacturing Agreement;
- Соглашение на приготовление ~ Formulation Agreement (в формации и парфюмерном деле);
- Соглашение о видео или звукозаписи независимой компанией ~ Independent Label Recording Agreement и др.
С юридико-технической стороны PLA соглашение представляет собой подвид соглашения на оригинальное производство - в соответствие с данным международным договором иностранный (китайский) производитель соглашается специально для реселлера производить определённые товары по собственной технологии, которые будут продаваться в торговой сети и под брендом последнего на контрактной территории.
В рамках PLA соглашений обычно продвигаются готовые потребительские изделия повседневного спроса, в т.ч. электрическое оборудование (electrical machinery & equipment), механическое оборудование (machinery & mechanical), части и принадлежности транспортных средств (parts and accessories of the motor vehicles), пластмассовые изделия (plastics articles), изделия из каучука и резины (rubber and articles), одежда, обувь и аксессуары (apparel, footwear and parts), лекарства и медикаменты (medicaments), парфюмерия и косметика (perfumery and cosmetic) и др. подобная продукция.
Обязательным условием PLA. является настройка контрактной продукции под требования заказчика. Обычно настройка носит незначительный характер и чаще всего касается ребрендинга (перемаркировки) продукции и её упаковки.
Контрактная территория
Необходимо отметить, что контрактная (или договорная) территория, т.е. территория, на которой реселлер в рамках PLA вправе перепродавать контрактную продукцию, подлежит чёткому определению. В качестве контрактной территории может выступать группа стран (ЕАЭС, ЕС, MENA, LATAM, Россия + Белоруссия и т.п.), территория отдельной страны (например, Россия, Казахстан) или части страны / региона (например, ЦФО включая Москву и Московскую область).
Любая неточность в определении контрактной территории может повлечь за собой возникновение споров с другими реселлерами, а также дистрибьюторами или агентами производителя. Нельзя исключить и потенциальные споры с самим производителем, который может сохранять за собой право на самостоятельный сбыт схожей продукции (не под брендами реселлера) вне пределов контрактной территории.
См. типовые (примерные) договорные условия о контрактной территории на английском и русском языках:
Схожие производственные соглашения
Необходимо отметить, что соглашение на продвижение под собственной маркой имеет определённое правовое сходство с другими производственными соглашениями - поежде всего с договором White Label (на ребрендинг) и ODM соглашением на оригинальное производство по дизайну производителя. Во всех трёх правовых формах предметом договора является по сути ребрендинг продукции иностранного производителя.
В отличие от договора White Label, где производитель изготавливает немаркированную продукцию (с 'белыми' этикетками), в формате PLA в обязанности иностранного производителя обычно входит маркировка продукции логотипами заказчика. Также в его обязанности может входить изготовление упаковки по дизайну заказчика, инструкций, мануалов и т.п.
В отличие от ODM соглашения, в рамках которого производитель вносит небольшие обычно косметические изменения в свою линейку продукции, в формате PLA. производитель изменяет маркировку своей продукции, оставляя обычно неизменными дизайн (кроме упаковки) и её функциональные характеристики.
При этом в отличие от White Label и ODM, соглашение Private Label также имеет определённое сходство с дистрибьюторским контрактом и, исходя из этого, его можно отнести к группе соглашений на организацию зарубежного маркетинга (см. ниже).
PLA и дистрибьюторские соглашения
В рамках организации оригинального производство за рубежом, PLA соглашение может заключаться на производство по заказу реселлера как разовой (единичной / one-off) партии продукции, так и на долгосрочное (long-term) производство и поставки. В последнем случае PLA имеет определённое сходство с дистрибьюторским договором, и с этой точки зрения его также можно отнести к группе соглашений на организацию зарубежного маркетинга.
Соглашение на долгосрочное продвижение под собственной маркой является сложным видом дистрибьюторского договора. Если в рамках обычного дистрибьюторского контракта дистрибьютор продвигает продукцию под брендом производителя (принципала), то в соответствие с PLA соглашением иностранный производитель изготавливает свою продукцию и позволяет реселлеру её продавать на контрактной территории под своим брендом.
С точки зрения иностранного производителя (завода, фабрики и т.п.), соглашение о частной торговой марке максимизирует сбыт и загрузку производственных мощностей без необходимости создания своих маркетинговых подразделений, филиалов, представительств, а также без необходимости привлечения иностранных дистрибьюторов и агентов для продвижения на иностранные рынки. Производитель может разместить свою продукцию на торговых прилавках многих стран, не тратя средств и сил на их продвижение и маркетинг.
С другой стороны, PLA соглашение даёт возможность крупным реселлерам (ритейлерам) быстро расширять ассортимент продукции с минимальными инвестициями в маркетинг, переработку и производство потребительской продукции.
Типовое PLA соглашение
Автором настоящей статьи разработано типовое (примерное) соглашение о продвижении под собственной торговой маркой на английском и русском языках. Компании, желающие попробовать себя в амплуа реселлера оригинальной (опционально китайской) продукции могут приобрести один из двух вариантов – на разовое (one-off) или на долгосрочное (long-term) производство и поставку продукции:
В качестве резюме
PLA соглашение обычно используется на практике, если заказчик (реселлер) - обычно торговая сеть или крупная торговая компания - желает работать с производителем на постоянной основе в качестве его официального торгового представителя (фактически дистрибьютора), но при этом продвигать контрактную продукцию под своим брендом, т.е. со своей маркировкой, с уникальными упаковкой, дизайном и т.п.
Если изменения контрактной продукции затрагивают не только дизайн и брендинг продукции, но и функциональные и технологические характеристики последней, реселлеру и производителю следует обсудить возможность заключения OEM соглашения на оригинальное производство.
Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н. | curriculum vitae
По вопросам разработки, экспертизы и правового сопровождения международных договоров на оригинальное и контрактное производство (в том числе OEM, ODM, PLA, на ребрендинг и др.) пишите мне:
+7(962)980-22-53 (WhatsApp Business)
info@miripravo.ru (эл. почта)