Царевна Софья понимала: как только её младший брат Пётр повзрослеет, он самостоятельно захочет управлять страной. Именно этого момента ждали боярин Лев Нарышкин и князь Борис Голицын, входившие в окружении царской вдовы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Но пока юный Пётр с упоением изучал военное дело. Он жил в подмосковном селе Преображенское, там сформировал «потешный Преображенский полк». В свой полк Пётр набрал сверстников 14-17 летних юношей. Одел их в солдатские мундиры западного образца. Со временем одного полка царю стало мало. В подмосковном селе Измайлово был сформирован второй «потешный полк». Это уже была «потешная армия», для которой требовалась артиллерия. В Немецкой слободе, расположенной неподалёку от села Преображенское, Пётр познакомился с мастером огнестрельного дела Фёдором Зоммером. Тот научил царя палить из пушек. Пушкарский приказ выделил царю шестнадцать пушек, но стрелять из них юнцам не доверишь. Пётр набрал в артиллерийскую батарею взрослых из Конюшенного приказа. Тех кто согласился стать артиллеристами в его «потешном войске». Время шло, царь взрослел, «потешные полки» становились прообразом будущей регулярной армией.
Наталье Кирилловне не нравилось, что её сын зачастил в Немецкую слободу, научился там курить трубку и пить пиво. Она решила найти Петру невесту. В феврале 1689 года молодой царь женился на Евдокии Лопухиной, дочери окольничего. От этого брака у него родилось два сына – Александр, который умер не прожив несколько недель, и Алексей.
В июле 1689 года Софья решила нанести удар по Петру и всему клану Нарышкиных. Глава Стрелецкого приказа думный дьяк Фёдор Шакловитый сумел взбунтовать стрельцов. В стрелецких полках стали распространяться слухи: Петр со своими потешными полками хочет захватить московский Кремль, убить Софью и царя Ивана, потом единолично править страной. Стрелецкие полки забурлили. Кто-то предупредил Петра, и он из Преображенского сбежал в Троицко-Сергиевский монастырь. Туда к нему приехали мать и жена, а следом пришли потешные полки. 27 августа в Москву прискакал гонец с царской грамотой от Петра, в ней говорилось: всем стрелецким полкам идти в Троицко-Сергиевский монастырь. Стрельцы повиновались молодому царю, и Софья поняла, что борьбу она проиграла.
Фёдора Шекловитого казнили, а Софью постригли в монастырь. Для Петра началась пора великих дел. Прежде всего, нужно было укрепиться на побережье Чёрного моря. Для этого следовало захватить турецкую крепость Азов. Она находилась в устье Дона там, где река впадает в Азовское море. В 1695 году Пётр предпринял первый поход на Азов. В русском войске были отряды яицких казаков Фёдора Семеникова и Никона Копеечки. Жизнь уральских казаков интересно описывается в книгах Евгения Горохова «Хроника кровавого века. Замятня» и «Хроника кровавого века-2. Перед взрывом». Скачать книги можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Поход оказался неудачным, так как у русских не было флота, они не могли блокировать Азов с моря. Однако молодой царь не отчаивался.
В январе 1696 года умер Иван V, с этого момента Пётр Алексеевич стал единоличным правителем Русского царства. В городе Воронеж заложили верфь, на которой построили русскую гребную флотилию. В мае 1696 года русская армия под командованием генералиссимуса Алексея Шеина подошла к Азову. С моря крепость блокировала гребная флотилия русских. Турецкий комендант крепости Хасан Арслан-бей не стал дожидаться осады и сдал Азов. Однако прохода в Чёрное море через Керченский пролив русские получить не могли, его сторожила Османская эскадра. России требовался военный флот. Пётр I озаботился строительством военных кораблей и модернизацией армии. Об этом я расскажу в следующей статье.