Найти тему
Сьеджин

Почему нам кажется, что сериалы и фильмы становятся всё хуже

У меня, как у профессионала, работающего в киноиндустрии с 1986 года, есть своя причина – профессиональная деформация. Я смотрю фильмы и сериалы не совсем как обычный зритель. Могу заметить, как плохо отрабатывает свой пятак массовка, как режиссёр забил на творчество и работает исключительно ремеслом и наработанными годами навыками. Чётко вижу как хороший сценарий «убили» сериальным конвейером, а где пытались вытянуть откровенно недоработанный сценарий режиссёрскими и операторскими ходами. Но это я, человека знающий, как это всё происходит до и во время съёмок. А что же о рядовом зрителе?

Рядовому зрителю кажется, что всё становится скучнее почти по той же причине. Почти, потому что играет роль не знание секретов кинопроизводства, а насмотренность. Хорошо это или плохо, но сегодня мы имеем возможность смотреть такое количество снятых фильмов и сериалов, о которых наши мамы и папы помыслить не могли. И чем больше выходит проектов, тем привередливее становится зритель. Есть из чего выбрать.

Кстати, насмотренность и количество проектов играют на руку, как не странно, актёрам. Чем лучше они играют, чем придирчивее относятся к фильмам, в которых сняться, тем больше мы их начинаем ценить. Зачастую актёр своей харзизмой вытягивает, казалось бы, проходной сериал дневного эфира. Хотя такое случается крайне редко из-за особенностей производства дневных сериалов. И что же в этой закольцованной истории делать продюсерам, режиссёрам и актёрам? И чего ждать рядовым зрителям?

Если говорить с научной точки зрения, то сериалы и фильмы хуже не становятся. Есть такая штука – называется драматургия. Вот она и не даёт пространства для манёвра создателям фильмов и сериалов. Всё, что сейчас снимается, делают по одним и тем же законам и правилам. А правила эти ещё в четвёртом веке до нашей эры сформулировал Аристотель. Вот сколько лет существует и не меняется понятие драматургии. Удивитесь, но любая байка за столом строится рассказчиком по всем законам драматургии и имеет ту же структуру, что и любой фильм. Шутки у стендап комиков, и те строятся по законам драматургии.

-2

Первыми драматическими произведениями считаются мифы и легенды о богах Олимпа. Вообще вся древняя мифология это не что иное, как драматически выстроенные сюжеты. Сколько бы не старались драматурги всех времён и народов, но уйти от той, заложенной десятки веков назад, схемы, не удалось ещё никому. А там где есть чёткая структура, там и появляется предсказуемость. А там, где можно предугадать очередной драматический ход, появляется скука. Вот такая метаморфоза с драматургией. Но неужели нельзя придумать что-то новенькое?

Теоретически можно. Теория вообще подразумевает самые дикие допуски и смелые возможности. Только на практике за полторы тысячи лет ещё никому не удалось сойти с этой твёрдо протоптанной дорожки. Неужели за такой период времени не нашлось человека, сумевшего перевернуть законы драматургии? Ведь мир за окном меняется, скоро автомобили пролетать на уровне небоскрёбов будут, а три акта как были в каждом сценарии, так никуда и не делись.

Попыток было много. Да и сегодня они продолжаются. Есть такое направление в кинематографе, называется Артхауз. Сегодня к этому направлению относят всё экспериментальное кино. Изначально же понятие Art house имело смысл как и в прямом переводе – дом искусств. Такие клубы, где показывали классику кино, старые фильмы, мало популярные киноленты. Это, по сути, клуб по интересам. И создавались такие клубы исключительно для любителей посмотреть то, что прокатчики уже давно сняли с экранов кинотеатров.

-3

Сейчас же от той идее осталась только закрытая форма клуба. Условно закрытая, потому что фильмы экспериментаторов доступны во всемирной паутине любому желающему. Только вот желающих смотреть эксперименты, нарушающие законы драматургии, почему-то не находится. И смотрят эти фильмы только те, кто хочет казаться каким-то особенным, бунтарём, новатором, героем борьбы с академическими догмами. И вся эта борьба с паром из ушей и набором бессмысленной болтовни остаётся в тех закрытых клубах.

Столетия практических экспериментов доказали, что выверенная Аристотелем схема построения драматических сюжетов безальтернативна. А всё потому что построена на основе законов восприятия. Если коротко, то представьте, что вы стоите в тихом, совершенно безветренном месте и вокруг тишина. Вы осматриваетесь и не находите абсолютно ничего интересного. Но стоит где-то звякнуть, брякнуть, зашуршать, как вы тут же повернёте голову на звук. А если где-то что-то зашевелится, то моментально начнёте следить за этим движением. Вот это и есть закон восприятия в самом кратком и простом объяснении. И со времён динозавров ничего не изменилось.

Только действие и смена действия приковывают внимание. А потом внимание рассеивается, если действие не развивается. И вот драматургия имеет законы, которые помогают рассказчику постоянно держать внимание аудитории. Как горящий огонь, текущая вода и работа незнакомых людей. Потому что никогда не знаешь, какой формы будет пламя в следующую секунду, какую форму примут волны, и что будет делать рабочий, о целях и задачах которого вы не знаете.

-4

А если все фильмы и сериалы делаются по одной схеме, то всё становится предсказуемым. Спасают только необычные обстоятельства, яркие герои, актёрская работа, которой веришь и аттракционы из спецэффектов. Особенно это заметно, когда вы смотрите сериалы в одном, любимом жанре. Вы привыкаете к схеме, к последовательности событий, от того часто скучаете.

Выход есть. Посмотреть фильм или сериал в другом жанре, обратить внимание на актёра и его игру. Драматических поворотов, которые создают сюжет, со времён мифов и легенд о языческих богах больше не стало. Всё, что было тысячи лет назад, таким и осталось. Меняются только внешние обстоятельство. Вместо набедренных повязок джинсы, вместо дворцов хрущёвки, вместо колесниц автомобили.

Есть у меня знакомый, который к кино имеет отношение как заядлый зритель. Он не смотрит какой-нибудь фильм или сериал только во время сна и работы. Всё остальное время у него включен планшет, ноутбук или смартфон с фильмом или сериалом. Причём на каждом устройстве идёт что-то своё. Я как-то спросил, не получается ли в голове товарища каша из просматриваемого контента. А он ответил очень просто:

«Что-то по-любому будет интересно»

И вот получается, что одной из спасительных соломинок для зрителя может стать просмотрт ещё большего количества фильмов или сериалов. Стать киноманьяком в прямом смысле слова и смотреть всё подряд. Что-то по-любому будет интересным.