Найти тему
Pro bono - "Заметки"

Карьерный самосвал (Категория АIII)

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Карьерный самосвал – саморазгружающийся грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки навалочных, сыпучих и других грузов в сложных условиях бездорожья. Техника используется преимущественно в сфере добычи полезных ископаемых, в частности – на открытых карьерах. Также такие самосвалы широко применяются при строительстве масштабных гидротехнических или промышленных объектов, при создании дорожно-магистральных комплексов, на перерабатывающих предприятиях и в других случаях.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Карьерные самосвалы обладают огромными размерами и массой. По этой причине они не могут передвигаться по дорогам общего назначения. К месту эксплуатации техника доставляется частями, после чего собирается непосредственно в карьере или на территории предприятия. Основными достоинствами самосвалов данного типа являются:

-способность перевозить за один раз до 500 т груза,

-перемещение со скоростью 60 км/час с учетом внушительных габаритов,

- возможность проходить через труднодоступные места.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Карьерный самосвал современного типа имеет шарнирно-сочлененную раму, которая обладает большой подвижностью и хорошей маневренностью. Шасси включает ходовую часть с двумя осями, оснащенными полным или передним приводом. Силовой агрегат чаще всего гибридный. Его основу представляет дизельный двигатель, который запускается от генератора переменного тока. Также вспомогательное устройство обеспечивает работу электродвигателей тяг, которые придают вращение колесам. Тормозные механизмы внедорожных самосвалов являются комбинированными – гидравлика с электромоторами. Подъем кузова обеспечивает гидравлическая система, управление которой осуществляется из кабины.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Большие габариты и масса также определили еще одну особенность карьерных грузовиков – в качестве усилителя руля используются электрические моторы. Именно они позволяют водителю обеспечивать идеальную плавность и мягкость маневров при прохождении поворотов. Максимальный уровень производительности такие самосвалы демонстрируют при работе в паре с карьерными экскаваторами, которые за счет объемных ковшей могут быстро наполнить кузов.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Разгрузка карьерного самосвала, несмотря на передовое оснащение, остается наиболее опасным моментом в эксплуатации данной техники. При поднятии груза центр тяжести смещается в самую высокую точку грузовика, из-за чего может произойти опрокидывание машины. Особенно часто такие случаи возникают при разгрузке на неровной местности, а также при транспортировке больших монолитных глыб. Для решения данной проблемы современные производители используют ряд решений.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Специальная система подъема кузова. Для безопасной разгрузки транспортируемых материалов, будь то крупные глыбы, сыпучие вещества или небольшие камни, карьерные самосвалы оснащаются гибридным толкателем штока подъемника. В его состав входит гидравлическая система и электродвигатель. Вместе они обеспечивают максимально безопасный подъем и опускание кузова.

Особая конструкция грузового отсека. Отличительной чертой карьерных самосвалов является специальная форма кузова. Первый важный элемент – острый угол задней стенки. Он обеспечивает смещение нагрузки на заднюю ось, которая является наиболее мощной. Вторая особенность – скошенный борт, который при опрокидывании задает дополнительный импульс и ускоряет разгрузку. Третий важный элемент – ямообразное углубление в центральной части кузова. Оно понижает центр тяжести груза, что увеличивает безопасность его разгрузки и движения по неровным карьерным дорогам.

Другие решения. Некоторые производители соединяют переднюю часть шасси с основным опрокидывающим устройством, благодаря чему нагрузка передается не на несущую раму, а прямо на грунт. Также некоторые производители смещают локацию цилиндра опрокидывающего механизма, дополняют его специальной опорой или ограничителями.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

С момента своего появления в 1931 году карьерный самосвал не претерпел существенных изменений. Большинство моделей идентичны друг другу. Однако техника все-таки имеет ряд отличий, которые и определяют способность конкретного грузовика работать в тех или других условиях. Классификация самосвалов осуществляется по таким параметрам, как:

способ выгрузки – наклон или принудительная;

направление выгрузки груза – назад или в стороны;

тип кузова – открытый или бункерный.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"

Способность карьерного самосвала осуществлять перевозку грузов в тех или иных условиях определяется соответствием его параметров поставленной задаче. При выборе данной техники особое внимание нужно уделить таким техническим характеристикам, как:

- грузоподъемность;

- вместительность кузова (с шапкой и без нее);

- полная масса грузовика;

- скорость передвижения;

- мощность силовой установки.

Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"
Вводный материал к дисциплине "Водитель внедорожных автотранспортных средств (Категории AIII)"