Найти тему

Первое русское кругосветное путешествие

Морской флот России был создан Петром І и поначалу был предназначен для решения военно-политических задач, а именно для борьбы с ближайшими соседями — Швецией и Османской империей — за выход к Балтийскому и Черному морям. Войны Петра І и его преемников позволили решить эти задачи: были присоединены Прибалтика, Северное Причерноморье, Крым. На востоке же империи русские отряды добрались до Северной Америки. Во второй половине XVIII в. возникла мысль о первой русской кругосветной экспедиции, которая исполнила бы сразу несколько функций: дипломатическую, исследовательскую, торговую.

Но сама экспедиция стартовала лишь в самом начале XIX века. По инициативе Российско-американской компании (РАК), фактически управлявшей владениями России в Северной Америке, решено было отравить экспедицию из двух шлюпов — «Надежды» и «Невы». Командовали кораблями опытные мореплаватели — Иван Федорович Крузенштерн (именно он был первоначальным автором идеи об экспедиции к тихоокеанским рубежам России) и Юрий Федорович Лисянский.

Эти небольшие, купленные в Великобритании суда (водоизмещение их было всего 450 и 370 тонн) прошли в 1803-1806 гг. вокруг света, посетив по пути, например, Бразилию, острова Тихого Океана (в частности, Маркизские и Гавайские), Камчатку, Аляску, Японию, Китай, Южную Африку и остров Святой Елены. На борту, помимо офицеров и матросов российского флота, находились двое ученых-натуралистов и астроном, приказчики РАК, купцы-промышленники, а также первый посол России в Японии Николай Петрович Резанов (его биография отражена в знаменитой рок-опере «Юнона и Авось») и его свита (в ней особенно выделялся Федор Иванович Толстой, прославившийся своими похождениями среди индейцев и получивший из-за этого прозвище «Американец»).

Надо заметить, что благодаря Крузенштерну, Лисянскому и их командам удалось блестяще выполнить поставленные перед экспедицией научные задачи. Однако человеческий фактор подвел при осуществлении дипломатической миссии. У Резанова не получилось провести полноценные переговоры с японским правительством, а с капитанами шлюпов посол разругался. Правда, отправленный после посещения Японии к берегам Аляски Резанов многое сделал для улучшения жизни сотрудников РАК.

Экспедиция стала не только выдающимся событием в истории морского флота России, но и путевкой в жизнь для молодых людей, ставших впоследствии известными исследователями. Мичманом на «Надежде» служил Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, один из первооткрывателей Антарктиды, и на этом же судне находился кадет Отто Евстафьевич Коцебу, в 1815-1818 гг. уже сам возглавивший вторую кругосветную экспедицию.

Ярослав Голубинов, декан исторического факультета

#ИСТФАКт