История пикапов
Пикапы как класс автомобилей появились в США в начале 20 века. Первым серийным пикапом считается Ford Model T Runabout с бортовой платформой, выпущенный в 1925 году. Этот автомобиль быстро завоевал популярность благодаря своей универсальности и прочности, позволяя использовать его как для личных нужд, так и для коммерческих целей.
В последующие десятилетия пикапы прочно заняли свою нишу на автомобильных рынках, особенно в США, где они стали неотъемлемой частью культуры. В середине 20 века такие марки, как Chevrolet и Dodge, также начали активно выпускать свои модели пикапов, конкурируя с Ford.
На российский рынок пикапы пришли значительно позже. В Советском Союзе первыми массовыми пикапами можно считать модели ГАЗ и УАЗ, которые использовались в основном в сельском хозяйстве и для нужд армии. С развалом Советского Союза и открытием рынка для иностранных производителей, в России начали появляться пикапы зарубежных марок.
Зарождение тренда на пикапы в России
Тренд на пикапы в России начал формироваться в начале 2000-х годов, когда экономика страны начала стабилизироваться после кризиса 1990-х годов. С ростом доходов населения и увеличением числа предпринимателей, особенно в сельскохозяйственных и строительных отраслях, спрос на многофункциональные и надежные автомобили начал расти.
Пикапы стали привлекательны для российского потребителя благодаря своей универсальности. Они могли использоваться как для рабочих нужд, так и для личных целей, включая отдых на природе и поездки по бездорожью. В то время на российский рынок начали активно выходить зарубежные производители, такие как Toyota, Mitsubishi и Nissan, предлагая модели пикапов, которые быстро завоевали популярность.
Параллельно с этим, российские производители, такие как УАЗ, начали модернизировать свои модели, делая их более комфортными и надежными. Пикапы УАЗ стали популярными благодаря своей проходимости и выносливости, что было особенно важно для российских дорог и климатических условий.
С середины 2010-х годов тренд на пикапы получил новый импульс благодаря развитию автокредитования и лизинга, что сделало эти автомобили более доступными для широкого круга покупателей. Современные пикапы оснащены множеством опций для комфорта и безопасности, что делает их привлекательными для городских жителей, которые ценят их практичность и стиль.
Сегодня российский рынок пикапов продолжает расти, отражая глобальные тенденции и адаптируясь к местным условиям и потребностям. Пикапы стали неотъемлемой частью автомобильного ландшафта России, предлагая сочетание практичности, надежности и стиля.
По данным «Автостат Инфо», за первые полгода продажи новых пикапов в России выросли на 80% и составили 12 386 ед. против 6881 ед. за тот же период 2023 года.
Рост показателей реализации обеспечили российские пикапы: в этом сегменте продажи увеличились в отчетный период на 121% с 1385 до 3062 ед., что соответствует 25-процентной доле на рынке. Сегмент пикапов-иномарок вырос в то же время на 70%, а в абсолютном выражении — с 5496 до 9324 ед. В июне рынок новых пикапов увеличился на 59% в годовом выражении - с 1393 до 2220 ед., что также оказалось на 8% выше, чем было продано в мае (2051 ед.). В июне доля российских пикапов возросла до 27%, а продажи увеличились с 241 до 607 ед. Доля иномарок составила 73%, а их продажи выросли на 40% к июню прошлого года с 1152 до 1613 шт.
Лидером продаж на рынке новых пикапов по итогам первого полугодия стал Great Wall, который показал рост в годовом сравнении на 76% с 2053 до 3604 ед. Great Wall лидировал и в июне с приростом продаж на 14% (с 453 до 518 ед.). «УАЗ» по итогам первого полугодия стал вторым, увеличив продажи на 42% с 1385 до 1970 ед. На третьем месте в этом рейтинге оказался JAC - 1952 машины, что на 318% выше прошлогоднего результата (467 ед.). Второе место в июньском рейтинге досталось JAC — 390 ед. (+173% к результату за июнь 2023 года — 143 шт.), а на третье место в этом списке вышел «УАЗ» с результатом в 348 проданных пикапов, что на 44% выше прошлогоднего показателя — 241 шт.).
Самым продаваемым пикапом в России стал по итогам первого полугодия, а также в июне — модель Great Wall Poer KingKong. За первые шесть месяцев текущего года покупатели приобрели 3145 таких машин, включая и 507 ед., реализованных в июне. Самый востребованный российский пикап — модель «УАЗ Пикап», которая за первое полугодие была продана в количестве 1970 ед. (+42%), а за июнь — в количестве 348 ед. (+44%).