Цель воспитания: ребёнок должен спать ночью 10-11 часов, а днем 3 раза по 1.5-2 часа. Ребёнок бодрствует днём 4 раза по 2-2,5 часа. Его необходимо кормить 5 раз в день в интервалах через 3-3,5 часа. На 8-ом месяце он должен научиться держать рогалик или кусочек яблока в руке, подносить ко рту и сосать его. В этот же период ребёнок должен научиться пить из чашки, которую он удерживает при небольшой помощи взрослого. В дальнейшем он должен научиться справлять нужду в ночной горшок, если его вовремя усаживают на него.
Бодрствование и сон. Воспитание ребёнка к периодической смене периода бодрствования и сна ничем не отличается от метода, описанного нами в разделе о развитии детей 4-6-ти месяцев. Различие заключается лишь в том, что период бодрствования удлиняется, а число дневных снов уменьшается с четырёх до трёх.
Кормление. До 7-го месяца кормим ребёнка также, как и в предыдущем квартале в положении полусидя у себя на коленях. На 7-8-ом месяце ребёнок может сидеть у нас на коленях, а на 8-9-ом месяце можно посадить при кормлении уверенно сидящего ребёнка за складной столик-стульчик и кормить сидя у стола. При кормлении нежелательно развлекать игрушками; ребёнок должен научиться при кормлении сосредоточится на приёме пищи.
На 7-8-ом месяце даём ребёнку в руки рогалик или подобные ему продукты, чтобы он научился подносить их ко рту и кусать. В это же время учим его пить из чашки. Делаем следующим образом, даём ребёнку возможность ухватить чашку 2-мя руками, а сами только наклоняем её так, чтобы напиток медленно попадал в рот; ребёнок вскоре узнает, что после поднятия чашки приток жидкости увеличивается. Постепенно ребёнок научится удерживать правильный наклон чашки самостоятельно и по этой причине помогаем ему всё меньше и меньше, наблюдая лишь за тем, чтобы ребёнок сильно не облился.
На 9-ом месяце можно дать ребёнку в руки ложку, намоченную в каше, ребёнок учится засовывать её в рот самостоятельно. Предоставляем ребёнку возможность поупражняться 1-2 минуты, а затем накормим его самостоятельно. На 9-ом месяце это упражнение лишь подготовка для самостоятельного приёма пищи ложкой. В этот период ребёнок испачкает ложкой не только лицо, но часто одежду и волосы. Однако, нельзя ожидать того, что дадим ребёнку есть самостоятельно «когда это будем уметь», т. к. без тренировки и подобных попыток этому научиться нельзя.
Усаживание на ночной горшок. Оправлять естественную надобность на ночной горшок ребёнок может научиться быстро. Некоторым мамам удаётся привить этот навык ещё до 6-ти месяцев, но в большинстве случаев это начинается, когда ребёнок уверенно сидит, т. е. на 8-9-ом месяце. При выработке навыка соблюдаем следующие принципы:
(а) При первых попытках усаживаем ребёнка на горшок, когда потребность действительно актуальна. По этой причине мама должна внимательно отслеживать ритм процесса опорожнения, который индивидуален у каждого ребёнка. Некоторые дети, например, выпускают мочу через несколько минут после пробуждения, другие после кормления и т.д.
(б) При первых попытках искусственно создаём позывы к опорожнению следующим образом, поворачиваем ребёнка спиной к себе, просовываем свои предплечья под руками ребёнка и берём его согнутые ножки под кленками, слегка прижимаем коленки к животу и в этой позе удерживаем ребёнка над горшком. Небольшое давление бёдер и колен на живот усиливает побуждение к опорожнению.
(в) Ребёнок должен зарегистрировать результаты своей деятельности: например, видеть и слышать, как вытекает моча. Одновременно мама стимулирует его делать «а-а» (гласную «а» обычно произносит человек, когда во время этого акта подключает мышцы «брюшного пресса» и т.д.). Когда ребёнок одновременно испытывает физические ощущения в процессе опорожнения и при подключении «брюшного пресса» видит результаты этого процесса и слышит слова «делай а-а», то возникают необходимые ассоциации и обусловленные связи, которые проявляются в том, что ребёнок научится постепенно оправлять естественные надобности, когда его усаживают или удерживают над горшком, и когда слышит предложение, чтобы он делал «а-а». Позднее его можно результативно усаживать на горшок и тогда, когда потребность ещё не так актуальна.
(г) Успешное опорожнение в горшок должно получить социальную поддержку. Ребёнка необходимо много хвалить, все должны высказать удивление по поводу его достижения.
(д) Первые попытки не должны превышать 2-3 минуты; если ребёнок в этот период не достигает успеха, то отработку навыка необходимо прекратить несмотря на то, что через несколько минут он испачкает пелёнки.
(е) Ребёнок не должен при отработке навыка, особенно при первых попытках, испытывать какие-либо неприятные ощущения. Ребёнок, например, может испытывать страх от падения с горшка, если до этого он не научился сидеть на приподнятой поверхности. Горшок не должен быть холодным, ребёнок не должен долго сидеть на нём, разумеется, его нельзя наказывать, если он ничего не сделал, т. к. он ещё не знает, что невыполнение потребности в горшок или исполнение потребности в пелёнки является проступком. Ребёнок первоначально даже не осознаёт, что вообще что-то делает или не делает.
(ё) Чтобы ребёнок осознал это физиологический акт ему нельзя мешать и он не должен отвлекаться чем-либо. Ввиду этого он не должен находиться на горшке очень долго, должен видеть результат деятельности, мама не должна забавлять его игрушками, разговорами и подобными раздражителями, отвлекающие его от акта опорожнения.
На основе указанных выше принципов можно определить конкретную последовательность выработки навыка. Прежде всего определим время, когда ребёнок обычно освобождает мочевой пузырь и прямую кишку. В этот период удерживаем ребёнка над горшком с коленками, прижатыми к животику, и говорим, чтобы он сделал «а-а». Ребёнок в это время обычно освобождает мочевой пузырь и прямую кишку или всё одновременно. Предоставим ребёнку возможность увидеть, как вытекает моча, покажем содержимое горшка и одновременно похвалим его за результат. Если этим способом мы достигнем несколько успешных попыток, то успех может быть постоянным, ибо ребёнок исполняет потребность в горшок, если его вовремя высаживают. Как только мама забудет вовремя усадить ребёнка на горшок, он вновь испачкает плёнки.
На 9-ом месяце можно достигнуть того, что необусловленное освобождение мочевого пузыря и прямой кишки становится обусловленной рефлексом, а обусловленным сигналом усаживание на горшок и произнесение слов «а-а». Ребёнок на 9-ом месяце ещё не может попросится на горшок, этому он научится лишь на 2-ом году жизни, при условии, что он осознает сигналы из мочевого пузыря и прямой кишки сообщающие, что наполнение достигает критической точки
Если мы правильно произведём отработку, то очень скоро мы выработаем навык оправления естественных потребностей после усаживания на горшок; если мы допустим ошибки, то случается, что ребёнок ходит с пелёнками весь 2-й, а иногда и 3-й год. По этой причине будет полезно обратить внимание на наиболее типичные ошибки при выработке этого навыка. Родители чаще всего ошибаются:
в) усаживают ребёнка на горшок без учёта наличия потребности опорожнения мочевого пузыря и прямой кишки;
(б) оставляют ребёнка на горшке пока он не оправится, после этого ребёнок ведёт себя на горше беспокойно, убегает, отвлекается различным образом и по этой причине не уделяет акту опорожнения внимания. В этих условиях выработка обусловленного рефлекса крайне затруднительна или почти невозможна. По этому случаю говорят: «Ребёнок сидит на горшке, но не знает зачем!».
(в) усаживание на горшок сопряжено с различными неприятными ощущениями, например, холодный горшок, окрики на ребёнка, чтобы он спокойно сидел, наказание за то, что он ничего не сделал, что от него ожидали и т. д.:
(г) сами отвлекают внимание ребёнка что-либо говоря, показывая или давая ему и т. д., чтобы он спокойно сидел, забывая, что рассеивая его внимание, мы препятствуем возникновению обусловленного рефлекса;
(д) не делается ничего, чтобы ребёнок осознал, что от него хотят; его успехи не подкрепляются похвалой и признанием.