Найти тему
D I V I T Y

Статистику смотреть никогда не поздно

Финансовая статистика на 2023 вышла уже давно..., а я только добрался...
Но лучше поздно, чем ещё позже!
Оригинал давнишней статьи тут -
RUБЕЖ. Посмотрю на это со своей точки зрения.

Что мы будем смотреть? Конечно же доступные данные! И первое это всегда выручка! Выручка характеризует очень многое и в первую очередь, конечно, масштаб компании и её долю на рынке. И, разумеется, рост выручки - это показатель (один из) развития компании. Компания может расти медленнее, чем растёт рынок и это будет означать, что она теряет позиции и долю рынка, может расти вместе с рынком, что будет говорить скорее о её стабильности в амбициях. А может опережать рост рынка и в этом случае мы будем говорить о захвате доли рынка и расширении влияния. Если рынок имеет определённое значение и объема, и роста, то увеличение доли одного участника неизбежно повлечёт за собой снижении доли у другого или других. Исследовать весь рынок очень долго и дорого и на территории СНГ этим мало кто занимается, а уж в отрасли СБ и подавно. И поэтому низкий поклон журналу "Рубеж" за то, что они делают. Я решил тоже немного приложить к этому руку и выписал данные в табличку:

Но данных мне показалось мало и я начал думать что туда ещё стоит добавить? Интересно было бы посмотреть на мировых производителей и торговцев решил я и отправился изучать финансовую отчетность мировых брендов!

https://www.hikvision.com/en/about-us/financial-report/
https://www.hikvision.com/en/about-us/financial-report/

Благо, что у публичных компаний нет проблем с маниакальной подозрительностью и мнительностью и их данные можно спокойно анализировать.

https://www.axis.com/about-axis/sustainability/reports-and-policies
https://www.axis.com/about-axis/sustainability/reports-and-policies

Большие компания может потому и большие, что открыто говорят о том, что делают, зачем, для чего (ведь в этих отчетах содержится информация и о стратегии) и у их клиентов не возникает подозрений о том, что они попали в "шарашкину контору", которая занимается чем-то не очень официальным (хотя и в официальном отчете можно наворотить) с целью увеличения жировой прослойке на ягодицах учредителя (конечно, не все такие, многие учеры ходят на фитнес!). Ну, а раз я добавил в табличку иностранные компании, то нужно привести их к какому-то общему знаменателю. И этим знаменателем был выбран доллар. И тогда табличка стала приобретать следующий вид:

-4

Данные о курсе брал из доступных источников, да, точность будет не самая-самая, но без открытой финансовой отчетности, где сама компания показывает сколько насчитала в этом большого смысла нет. Для российских компаний 2021 и 2022 стали настоящей проверкой на прочность. Только закончился ковид, наступил февраль 2022, курс доллара колбасит, цепочки поставок рвутся, слово "стабильность" становится синонимом минимально возможной единицы времени. И что же получилось выявить на этом этапе?

-5

Как видите, из этих данных можно сделать много интересных или печальных выводов. Например:
- смешно смотреть как торгаши в РФ грызутся между собой за "лидерство на рынке", если весь этот рынок серьезно не рассматривается крупными мировыми игроками, только в объединении и сотрудничестве может быть сила, но имперские амбиции и что-то там ещё про санитаров, видимо, сильнее;
- курс доллара играет весомую роль в положении дел и возможности анализа рынка, как видно из таблицы у всех компаний выручка в национальных валютах растёт, а в долларовом эквиваленте нет, при этом расплачиваться и привязываться многие предпочитают именно к доллару;
- ошеломительные 90+ % роста ЭТМ на рынке СБ в 2022 могут быть связаны как с переходом количества в качество (компания уже давно примеряется к этому рынку, но всё как-то не складывалось), так и стечения обстоятельств, хотя показатель 2023 говорит скорее о первом варианте;
- совокупный доход лидеров рынка растёт, а это означает, что не так уж всё и печально в нашей отрасли, как может показаться. Правда, сдаётся мне что рост 2023 это не их заслуга, а исчезновения конкурентов и я опасаюсь, как бы они не расслабились и не перестали развиваться.

Помимо данных о выручке компаний RUБЕЖ Analytics любезно поделилась с нами данными о доле рынка этих самых компаний. И что же можно из этого извлечь?

https://ru-bezh.ru/infografika/torgovye-kompanii-mezhdu-trendami-i-vyzovami
https://ru-bezh.ru/infografika/torgovye-kompanii-mezhdu-trendami-i-vyzovami

Взлёт ЭТМ мы уже обсудили, за 6 лет выйти с доли в 4,2% до 10,7% - это, правда, круто. Этот опыт стоит посмотреть поближе при возможности. Но я не могу не напомнить о том, что эти же самые компании, хоть и немного, но являются друг для друга клиентами. Luis+ и Тинко покупает у DSSL, Гарант и Русичи покупают у всех понемногу, как справляются АРМО-Системы с их-то практически полной поломкой нормальных связей с западными поставщиками неизвестно. Остаётся только порадоваться. Редкие появления таких компаний как Hi-Tech Security или RuTek скорее всего результат успешно завершённых проектов. Я проверил на всякий случай сходимость цифр по доле рынка с предполагаемым объемом того самого рынка и...

-7

Расхождения, конечно, есть, но они незначительные и могут быть вызваны большим количеством мелких параметров или неточностей в подсчёте доли и определении самого рынка. Как я и говорил, многие из компаний тут являются клиентами друг для друга и небольшие суммы выручки у них могут "задваиваться" на рынке (например ДССЛ купил у Луиса камеру ЛТВ и продал своему клиенту, выручка за одну и ту же единицу посчиталась в обе компании, но рынок от этого больше не стал). И, как видите, доля рынка у топов изменяется незначительно и случайные совпадения в цифрах могут быть не случайны (например, доля Тинко стала больше на 2% и на эти же 2% упала доля ЭТМ, совпадение? 😂)

И я решил посмотреть что же у нас с Казахстаном? И... сначала замучился искать в свободном доступе хоть сколь-нибудь полную и понятную информацию. Спасибо, Максим подсказал. И в этот момент у меня немного "зашевелились" мысли, потому что данные весьма интересные:

-8

Вы спросите, как в таком "маленьком Казахстане" смогла вырасти такая большая (даже по меркам РФ) компания как Intant? Ну, могу вам сказать, что у этих цифр много истоков и история. Интант одна из самых старых компаний в отрасли СБ на рынке КЗ, также она долгое время являлась эксклюзивным дистрибьютором Hikvision на территории КЗ, ну, и, само собой, ребята смогли не растерять возможности, которые у них были даже когда Хик стал закручивать гайки и "заводить" следующий эшелон дистрибьютторов. Однако, обратил я внимание на то, что все крупные игроки на рынке КЗ за 2022/2023 скорее заметно просели, чем увеличились. И это на фоне того, что в СМИ муссировалсь тема о "реэкспортном брате РФ". Но что-то я не вижу, чтобы компаниям в КЗ сильно "привалило" работы.

В общем, есть над чем подумать и я этим займусь. Поизучаю ещё цифры на предмет сравнения данных с информацией из других областей. Надо посмотреть, что происходит с безопасностью на квадратный метр (я всё ещё уверен, что именно к этой единице нужно привязывать рынок безопасности) и на душу населения.