Уже с 1 марта 2025 года маркировка детской одежды станет обязательной. Обсудим этот процесс в целом и поговорим о том, какие изменения в законодательстве готовит нам грядущий год.
Маркировка и её особенности
Проект маркировки лёгкой промышленности стартовал в России в 2021 году. Он вводится поэтапно, чтобы избежать слишком большого шока для производителей, продавцов и покупателей. Однако, уже сейчас заметны значительные позитивные изменения — так, Варвара Михайлова, руководитель товарной группы ЦРПТ, куда входит «Честный знак», утверждает, что рынок одежды и текстиля «обелился» на 33%, а количество товаров с подлинными документами увеличилось на 62%.
Это очень важно, потому что контрафактная продукция может иметь в своём составе некачественное и даже опасное сырьё.
По определению, маркировка — это система прослеживаемости продукта от производителя до потребителя. Используется для этого матричный двумерный код DataMatrix, в котором зашифрованы данные о продукте. Сюда входят страна-производитель, состав, размер, бренд. Состоит код из идентификатора GTIN, серийного номера, ключа и кода для проверки подлинности.
Маркировка наносится на товар производителем, например, на ярлык или бирку, после чего данные заносятся в систему «Честный знак». Когда продукция отправляется в путешествие к месту реализации, маркировка сканируется, так что каждый этап доставки также оказывается записан. Уже на месте продавцы — точки офлайн и онлайн — сверяют данные ещё раз.
Перемены в маркировке и детская одежда
Как было сказано, маркировка вводится в отрасль лёгкой промышленности поэтапно. С 1 апреля 2024 года стало обязательным маркировать одежду из фетра и искусственного меха, лыжные и спортивные костюмы, мужские костюмы, пиджаки и брюки, трикотажные мужские рубашки, блузки, шарфы и кашне, шали, платья, юбки и некоторые другие товары. При этом законно реализовать немаркированные товары из этой категории можно до 14 сентября 2024 года включительно.
С 1 марта 2025 года также произойдут некоторые перемены — в список товаров лёгкой промышленности, которые обязательны к маркировке, попадут купальники и нижнее бельё, чулки и носки, варежки, перчатки, галстуки, платки, головные уборы и детская одежда. Нам, конечно, больше всего интересен последний пункт. И на этом большая программа, начавшаяся ещё в 2021 году, подойдёт к своему завершению — промаркированным окажется в принципе весь рынок одежды.
В Правительстве полагают, что переход на тотальную маркировку детской одежды не станет слишком сильной нагрузкой для компаний, поскольку у большинства уже имеется опыт взаимодействия с «Честным знаком». Кроме того, операторы готовы оказывать поддержку новичкам.