Найти тему
Наука и фантастика

Три летчицы на полотне и на коврике

Оглавление

Некогда любой советский человек, даже далекий от авиации, знал имена трех легендарных летчиц: Валентины Гризодубовой (1910-1993), Полины Осипенко (1910-1939) и Марины Расковой (1912-1943).

Они прославились своим рекордным перелетом, совершенным 24-25 сентября 1938 года, по маршруту Москва - Дальний восток. Расстояние - 6450 км (по прямой — 5910 км), полет длился более 26 часов и закончился драматически: не хватило топлива дотянуть до Космомольска-на-Амуре, и пришлось совершить жесткую посадку в селе Кирби. По приказу командира Гризодубовой штурман Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, поскольку при жесткой посадке могла пострадать кабина штурмана, находившаяся в носовой части. Раскову нашли через 10 суток, остальные участницы перелета не пострадали.

За этот рекорд дальности им было присвоено звание Героев Советского Союза (его впервые удостоились женщины). Естественно, вокруг трех героинь возник прямо-таки культ. Их всячески воспевали, Марина Раскова опубликовала в 1939 году "Записки штурмана", и, естественно, появились не только фотографии, но и живописные изображения.

Реализм и архетипы

Один из таких коллективных портретов экспонируется сейчас на выставке "Москвичка" в Музее Москвы (работает до 25 августа 2024 года).

Кажется, будто это типичная советская пропагандистская картина "придворного" художника, но тут не всё так просто.

Автор - Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964), мэтр соцреализма, прошедший, однако, хорошую старую школу.

Картина "Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой" была написана в 1939 году и хранится в Пермской художественной галерее.

С. Герасимов. Портрет Гризодубовой, Осипенко и Расковой. 1939. Фото моё.
С. Герасимов. Портрет Гризодубовой, Осипенко и Расковой. 1939. Фото моё.

Насколько образы летчиц реалистичны, а насколько художник идеализирует натуру? Сравним с фотографиями примерно того же времени.

Полина Осипенко, фото из газеты 1938 года. Википедия
Полина Осипенко, фото из газеты 1938 года. Википедия
Валентина Гризодубова. Фото 1938 года. Википедия
Валентина Гризодубова. Фото 1938 года. Википедия
Марина Раскова. Фото 1941 года. Википедия
Марина Раскова. Фото 1941 года. Википедия

В центре художник поместил наиболее харизматичную и миловидную Гризодубову, а обладавших не столь привлекательными чертами двух других летчиц изобразил по краям и не совсем анфас, придав им легкие улыбки, красящие, как известно, любое лицо. При этом женщины примерно одного роста, фигуры у них одного типа, с женственными формами, и одеты они в платья сходного фасона, который тогда был в моде. На платьях сияют звезды Героев и ордена, на руках - золотые часы (вероятно, именные).

На полотне запечатлен момент наивысшего счастья и расцвета всего на свете: молодости, силы, обаяния. Природа и пейзаж соответствуют. Яркий солнечный летний день, хотя небо покрыто легкими полупрозрачными облаками. Вдали - вероятно, аэродром. Задний фон прописан не четко, тут уже не соцреализм, а скорее импрессионизм. Мне даже мерещится вдали то ли море, то ли широкая река. Цвета вроде бы не броские, но базовые и "говорящие" (охра, ляпис-лазурь, белый, красный, черный).

Фрагмент картины. Фото моё
Фрагмент картины. Фото моё

Еще менее отчетлив городской вид в правом нижнем углу картины. Он выполнен в более темных тонах, и при попытке приблизить его "размывается".

Фрагмент картины. Фото моё.
Фрагмент картины. Фото моё.

Главное здесь - люди, три героических женщины, идеальные образы новой эпохи. Настолько идеальные, что у просвещенного зрителя возникают предположения, будто за портретами кроются архетипы, восходящие к мифологическим парадигмам.

Из христианской культуры взята идея тройственного божества, метафорически лучше всего воплощенная в "Троице" Андрея Рублева (царствие ей небесное).

А из античной культуры, усвоенной Ренессансом и последующими эпохами - идея трех граций, ведущих вечный танец в сестринском полуобъятии.

В греческой мифологии, хариты (по-латински - грации) - дочери Зевса и нимфы Эвриномы, олицетворение вечной юности, прелести, веселья и счастья. Греческое слово χάρις означает "милость", "благо", "очарование"; в церковной традиции - "благодать". Этот же корень имеется в слове "харизма", то есть обаяние, шарм, привлекательность, как внешняя, так и внутренняя. Латинское gratia обладает примерно тем же спектром значений. То есть, не только грация как изящество, но и милость, и благодарность (Gratias agimus tibi - "Благодарение возносим тебе", слова из католической мессы), и благодать (Gtatia plena - "исполненная благодати", слова из молитвы Ave, Maria).

У греческих граций были имена: Аглая – Великолепная, Сияющая, Евфросина – Радостная духом или Благоразумная, и Талия — Цветущая, Процветающая.

Как правило, граций изображают обнаженными, а Дзен такого ужас как не любит (игривые девы в условных бикини на видеороликах ему ОК, но с искусством он строг!), поэтому приведу фрагмент картины Ханса Бальдунга - это 16 век. Средняя грация даже чем-то похожа на красавицу Гризодубову.

Ханс Бальдунг. Три грации. Фрагмент. Источник: Википедия. Полностью тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hans_Baldung_008.jpg
Ханс Бальдунг. Три грации. Фрагмент. Источник: Википедия. Полностью тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hans_Baldung_008.jpg

Сюжет с грациями - это про вечную молодость, красоту, благодать и гармонию.

Учитывая "небесную" профессию летчиц, ассоциации сакрального характера выглядят отнюдь не надуманными. Небо, озаренное солнцем, у них над головой, а никаких самолетов в картине нет. Возможно, логичнее было бы изобразить героинь возле самолета или на фоне других самолетов, но художник решил иначе, придав реалистическому портрету черты идеального изображения.

Советские грации

Ну уж, - скажет иной придирчивый читатель и зритель, - у автора-искусствоведа явно профдеформация. Какие из советских летчиц античные грации?

Однако с этой легендарной троицей не всё так просто.

Лишь Полина Денисовна Осипенко (в девичестве Дудник, в первом браке Говяз) была самого простого происхождения, из многодетной крестьянской семьи, и в юности работала птичницей (а по метрике звалась Пелагеей). Никто ее в летчицы не отбирал и не назначал, призвание возникло как озарение. Осипенко впоследствии вспоминала:

«Я была птичницей. У нашей деревни сел самолёт. Вышла женщина. Я вся загорелась: и женщины могут летать?!»

Той женщиной была первая советская летчица, Зинаида Кокорина.

Кроме того, первый муж Полины, Степан Говяз, был летчиком, и она решила выбрать ту же профессию. В 1936 году его репрессировали (а в 2001 реабилитировали - как водится, посмертно). Второй муж, Александр Осипенко, тоже был летчиком, причем весьма именитым, получившим звание Героя СССР.

Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года. Вспомним, что картина Герасименко тоже датируется 1939 годом. Не знаю, в какое время она была закончена. Возможно, портрет Осипенко на этой картине - уже посмертный. До лета 1939 года она не дожила.

Две другие "грации" происходили не из самой гущи народа.

Валентина Степановна Гризодубова - дочь авиаконструктора и летчика дворянского происхождения (мать, правда, была швеей).

В доме Гризодубовых было два рояля, библиотека, доставшаяся в наследство от прадеда. Валентина с детства много читала, изучала немецкий и французский языки, занималась музыкой, пела вместе с матерью, обладавшей прекрасным голосом.

Путь Гризодубовой в авиацию лежал через... Харьковскую консерваторию. Да, она сначала выбрала профессию пианистки, закончила музыкальной училище и поступила в консерваторию, но параллельно училась и в Харьковском технологическом институте, и посещала занятия в аэроклубе. Любовь к небу и самолетам взяла верх.

Марина Михайловна Раскова тоже имела прямое отношение к музыке. Она дочерью оперного певца (погибшего в 1919 году от несчастного случая). Одна из сестер ее матери, Татьяна, тоже была известной оперной певицей - меццо-сопрано; ее чудесный портрет написал Константин Коровин.

К. Коровин. Потрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880. Википедия.
К. Коровин. Потрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880. Википедия.

Поэтому не удивительно, что Марина Раскова поступила учиться в Московскую консерваторию. Однако музыкантом всё-таки не стала. Времена были непростые, и она пошла работать лаборанткой анилинокрасочного завода. Вышла замуж, родила дочь, развелась - и подалась в летчицы, став первой советской женщиной-штурманом. Погибла 7 января 1943 года во время полета.

Так что тройной портрет Герасимова, запечатлевший "трех граций" в момент их наивысшего торжества, смотрится сейчас с неким мистическим чувством. Запечатленное мгновение превратилось в видение вечности, где они навсегда остались улыбающимися, красивыми и молодыми.

Коврик для генералиссимуса

А еще на той же самой выставке недалеко от портрета Герасимова висит забавный экспонат: панно "Женщины-патриотки нашей родины, летчицы и парашютистки".

Фото моё.
Фото моё.

При артефакте - аннотация, которую приведу в виде фото.

Аннотация. Фото моё.
Аннотация. Фото моё.

Работа, с одной стороны, очень интересная по технике, а с другой - образец наивного искусства, фактически - китча. Поскольку материалы все хрупкие, панно экспонируется за стеклом, из-за чего оно бликует, и подробно рассмотреть лица изображенных трудно. В аннотации не сказано, кто именно эти четверо. Но, судя по дате, три летчицы - это, скорее всего, Гризодубова, Осипенко и Раскова. Четвертая же, может быть (предположу), -

Вера Фёдоровна Ломако (1913-1984).

Она вместе с Расковой и Осипенко совершила в 1938 году первый в истории авиации беспосадочный перелет женского экипажа на гидросамолете МП-1 из Севастополя в Архангельск.

Вера Ломако. Фото из Википедии.
Вера Ломако. Фото из Википедии.

В общем, коврик тоже исторический, да и по выполнению очень миленький.

Но с картиной, конечно, по художественным достоинствам не сравнится.

--