Найти в Дзене

НАТО "потерял" 4.3км сверхсекретного кабеля. А виноваты Русские. Мог ли это проделать АС-12 «Лошарик»? Объясняю

Летом 2021 года произошла потеря важного элемента норвежской системы мониторинга подводных лодок, но полная информация об этом появилась относительно недавно.

  • В акватории, где пересекаются Северное, Норвежское моря и Атлантический океан, была развернута уникальная подводная сеть Love Ocean (LOVE — Lofoten-Vesterolen обсерватория), представляющая собой 66 километров кабеля на глубине до 2.5 километров.
  • Эта система оборудована датчиками, гидролокаторами, микрофонами высокой точности и камерами для наблюдения.
Love Ocean. Фото в свободном доступе.
Love Ocean. Фото в свободном доступе.

Весной произошла потеря значительной части уникальной системы, состоящей из 10 тонн специализированного "шпионского кабеля". Несмотря на то, что инцидент долгое время оставался втайне, недавно он был вскрыт общественности. Опять обвинил во всём Россию и её подлодки.

  1. Проект Love Ocean представляет собой сложную систему, включающую в себя пять кабельных сегментов и два автономных узла, он нацелен на множество задач.
  2. Его поддержка исходит как от государственного бюджета, так и от частных инвестиций, среди которых выделяется вклад в размере 150 миллионов норвежских крон от энергетического гиганта Equinor, а также от других частных инвесторов, в том числе компаний, сотрудничающих с НАТО.
  3. В реализации проекта принимают участие компании Nexans и Siemens Subsea как поставщики оптоволоконных кабелей, а также Metas, занимающаяся производством устройств подводного мониторинга, включая научные узлы с датчиками.

Проект "Морское сердце" дает уникальную возможность наблюдать за подводным миром в режиме онлайн, включая перемещения рыб, миграцию нарвалов и перемещение лангустов. Помимо этого, доступна функция мониторинга изменений в морских течениях и контроль за выделением метана в море.

  • Норвежские пользователи, используя определенные программы, могут увидеть, как взаимодействуют воды между Норвежским морем и Атлантическим океаном.
  • Система сенсоров также регистрирует данные о проходящих мимо судах, включая траулеры и подводные лодки.
Система SOSUS. Фото в свободном доступе.
Система SOSUS. Фото в свободном доступе.

Вся собранная информация сначала проходит предварительную проверку в Норвежском научно-исследовательском институте обороны (FFI), где осуществляется фильтрация конфиденциальных данных, прежде чем она будет передана научным сотрудникам Национального института морских исследований для дальнейшей работы.

  1. Вблизи Андее и Эвенеса, где пролегает кабель, расположены базы норвежской армии.
  2. В течение долгого времени норвежские военные утаивали истинную цель проекта – слежение за подводными лодками, в том числе российскими, хотя официально заявляли об экологической направленности системы наблюдения.

Проблемы с кабелем начались, когда была замечена задержка в передаче данных в центр управления в Ховдене. Гейр Педерсен, старший сотрудник Норвежского института морских исследований, и ответственный за проект Love Ocean изначально предположили, что причиной сбоя могут быть неблагоприятные погодные условия или перебои в подаче электроэнергии.

  • 3 апреля стало известно о проблеме, когда все экраны, отображающие информацию от сенсорной сети, внезапно потемнели, а системы эхолокации затихли.
  • Вначале вину за произошедшее предположили в неисправности береговых коммутаторов, которые связывают наземные компьютерные системы с подводным кабелем; специалисты уже неоднократно указывали на необходимость их замены, но финансирования так и не было.
  • По прошествии времени стало очевидно, что проблема может быть глубже, возможно, связана с самим кабелем.
АС-31 (По некоторым данным АС-12). Фото в свободном доступе.
АС-31 (По некоторым данным АС-12). Фото в свободном доступе.

В поиске и устранении неисправности приняло участие исследовательское судно Havila Subsea, а поддержку в осуществлении работ предоставила компания Equinor.

  • В течение лета безуспешно пытались обнаружить причину повреждения, что привело к необходимости использования глубоководного дрона в осенний период.
  • Уже 10 сентября стало известно о причинах неполадок: обрыв кабеля был вызван смещением платформы, а также повреждением, связанным с вторым узлом передачи данных.

Исходно предполагалось, что кабель поврежден лишь в одном месте, однако выяснилось, что разрыв произошел и у третьего узла - фактически, кабель был не просто поврежден, а перерезан. При детальной оценке ущерба эксперты из центра глубоководных исследований, работающие под эгидой НАТО, определили отсутствие 4,3 километра кабеля.

  1. Несмотря на обширные поиски, десятитонный объект так и не был найден даже в пространстве коридора длиной в 100 метров.
  2. Как выяснила компания Equinor, на местах предполагаемого обрыва ни самого кабеля, ни его креплений, требующих для снятия тяжелого оборудования, обнаружить не удалось.

Сложности, с которыми столкнулись норвежцы, были многочисленны. В частности, принято было полагать, что утащить кабель системы наблюдения незаметно от военных и гражданских наблюдателей практически невозможно. Однако одной из обсуждаемых гипотез стал случайный порыв кабеля во время нефтяных разведочных работ, что активно поддерживал Ойстейн Брун, менеджер по безопасности проекта.

В свободном доступе.
В свободном доступе.

Исследование, в которое вовлеклись специалисты из США, неожиданно для всех, началось спустя неделю активных поисков ответов. Оказалось, что информация, получаемая этой системой, не просто распространяется, а направляется прямиком в норвежскую Объединённую службу обороны и безопасности, организацию с функциями, схожими с российским Генштабом. Вскоре стало ясно, что задача оказалась более сложной и многогранной, чем могло показаться изначально.

Когда военные прибыли, информация утекла к прессе через ненамеренное признание одного из них о том, что в результате повреждения кабеля был утерян значительный объем данных, регулярно передаваемых в Норвежский институт оборонных исследований (FFI). Оказалось, что в случае случайного касания кабеля проходящим мимо судном, просто намотать его на якорь или винты не представляется возможным.

  • В таких ситуациях немедленно выдвигается корабль пограничной службы, что подтвердил Ойстейн Брун.
  • Он утверждал, что о подобных происшествиях обязательно сообщается властям, в то время как в данном случае наблюдается молчание со стороны всех участников, начиная от военных и заканчивая гражданскими лицами.
АС-12. Фото в свободном доступе.
АС-12. Фото в свободном доступе.

Журналисты из Норвегии высказали предположение, что присутствие американцев на месте происшествия может указывать на интеграцию локальной слежебной системы с американской звуковой системой наблюдения SOSUS. При этом, представители Соединенных Штатов и НАТО немедленно начали выражать подозрения в адрес российских подводных лодок, которые плавают в этих водах, включая БС-64 "Подмосковье" и специализированную атомную подводную лодку "Белгород", приступившую к заводским ходовым испытаниям летом 2021 года.

  • В Вашингтоне также беспокоятся о деятельности разведывательного судна "Янтарь", оборудованного гидроакустической системой и глубоководными аппаратами, которое было замечено в регионе в августе.
  • Норвежские эксперты, однако, сталкиваются с трудностями в объяснении способа, которым "Янтарь" смог незаметно подойти к норвежским берегам и запустить подводный аппарат для предполагаемой кражи кабеля.

Уже в 2017 году появилась информация от контр-адмирала США Эндрю Леннона о заинтересованности российского ГУГИ в объектах под водой, принадлежащих НАТО.

  1. К тому же, были опасения, выраженные на платформе Military.com, относительно действий "Янтаря", включая установку подводных буев и слежку за субмаринами альянса, что только усиливает предположения о шпионских активностях.
  2. Событие, связанное с Love Ocean, неожиданно нашло отклик на уже подготовленной арене.
  3. Томас Ньюдик, специалист в сфере военных вопросов из США, высказал предположение о том, что причиной инцидента, вероятно, стало действие глубоководной подлодки АС-12, известной как "Лошарик".
БС-136 "Оренбург". Фото в свободном доступе.
БС-136 "Оренбург". Фото в свободном доступе.

В 2012 году был отмечен аналогичный случай деятельности этой же подлодки. Отправившись с подводного корабля-носителя БС-136 "Оренбург", "Лошарик" достиг глубины в два километра в районе Северного полюса.

  • В ходе этой миссии были собраны образцы породы с морского дна, которые стали ключевым доказательством того, что хребты Ломоносова и Менделеева принадлежат России.
  • Это обстоятельство позволило стране заявить свои права на разработку месторождений нефти и газа в этих районах.

"Лошарик" обладает техническими средствами для перерезания подводных кабелей разной толщины благодаря наличию на борту не только манипуляторов но и уникальных гидравлических ножниц, аналогичных инструментам, используемым для разрезания машин после аварий. Команда этого судна уникальна тем, что вся она состоит из высококлассных офицеров, обладающих необходимым набором знаний и умений для решения самых разнообразных задач.

  • Однако, стоит отметить произошедшее 1 июля 2019 года событие: на глубоководной атомной станции АС-31 "Лошарик", которая проводила испытания в рамках учений Северного флота в Кольском заливе, начался пожар.
  • Этот инцидент привел к человеческим жертвам и серьезно повредил лодку, что потребовало её срочного ремонта.

На данный момент отсутствуют официальные комментарии от ГУГИ и ВМФ России относительно инцидента, связанного с кабелем вблизи норвежского побережья. Однако, предположения о том, что через некоторое время может раскрыться информация о возможном захвате российскими судами части засекреченной системы мониторинга подводных лодок, поднимают два ключевых момента.

  1. Подлодка "Лошарик", предположительно участвовавшая в операции и ранее поврежденная, была быстро восстановлена до полной боевой готовности.
  2. Наличие трех подлодок – БС-64 "Подмосковье", К-329 "Белгород" и БС-136 "Оренбург" – в качестве потенциальных носителей "Лошарика", указывает на то, что ГУГИ и ВМФ России могут иметь под своим командованием минимум три глубоководные подлодки.

Эти субмарины в теории могли бы блокировать доступ к морской разведке НАТО в северных водах, что является значимым стратегическим преимуществом.

Что можете добавить? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Спасибо за прочтение!