В конце 80-х - начале 90-х разработка видеоигр стоила относительно недорого по сравнению с тем, какие деньги тратятся сейчас. По мере того, как возможности домашних консолей и игровых компьютеров росли, множились и затраты на разработку. Создание большинства современных игр теперь обходится издателям и разработчикам в десятки, а то и сотни миллионов долларов.
За последнее десятилетие наблюдается огромный рост числа игр, разработка которых стоит более 50 миллионов долларов, и это без учета затрат на маркетинг и продвижение. Хотя большинству этих проектов и удается получать прибыль, соизмеримую с затратами, остаются и те, которые остаются фактически ни с чем.
И кстати, в списке основное внимание будет уделено только затратам на разработку.
❗Ваши лайки, репосты, комменты и подписки - главная мотивация для меня делать контент чаще, круче и интереснее)
Так что не стесняйтесь подписаться и понажимать на кнопки под статьей, если вам нравится мой канал - это мне очень поможет! 🎮
=================================
15. Final Fantasy 7
Стоимость разработки: более 40 млн долларов
Переход к 3D должен был увеличить затраты на разработку, но мало кто мог предсказать, насколько велика будет эта разница. Первой игрой Final Fantasy, совершившей скачок в третье измерение, стала Final Fantasy 7, разработка которой, как сообщается, обошлась Square примерно в 40 миллионов долларов, а еще около 40 миллионов долларов было потрачено на маркетинг игры на Западе.
Агрессивная маркетинговая стратегия Square определенно окупилась: Final Fantasy 7 стала первой JRPG, которая действительно вошла в мейнстрим за пределами Японии. Большинство считает ее одной из лучших игр Final Fantasy всех времен, и ее влияние на франшизу и жанр ощущается по сей день. Возможно, это одна из самых дорогих игр из когда-либо созданных, но она также и одна из самых успешных.
- жанр: RPG
- платформы: PC, PlayStation 1, Xbox One
- разработчик: Square Enix
- издатель: Square Enix
- дата выхода: 31 января 1997 г.
14. Dead Space 2
Стоимость разработки: более 60 млн долларов
Многие считают Dead Space 2 лучшей из оригинальной трилогии Dead Space. Она основана на всем, что так хорошо работало в оригинальной игре, предоставляя игрокам захватывающий игровой процесс, призванный культивировать чувство изоляции, а затем использовать эти чувства, чтобы шокировать и ужасать игроков.
Однако все эти улучшения дорого обошлись: разработчики игры позже сообщили, что разработка Dead Space 2 стоила 60 миллионов долларов.
Некоторые утверждают, что эти деньги были потрачены не зря, поскольку Dead Space 2 является самой рейтинговой игрой Dead Space на Metacritic, опередив как своего предшественника 2008 года, так и ремейк 2023 года. К сожалению, несмотря на все полученные ею похвалы и тот факт, что были проданы миллионы копий, Dead Space 2 не смогла принести прибыль; что еще раз подчеркивает подводные камни траты десятков миллионов долларов на разработку одной игры.
- жанр: survival horror
- платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
- разработчик: Visceral Games
- издатель: Electronic Arts
- дата выхода: 25 января 2011 г.
13. Watch Dogs
Стоимость разработки: более 68 млн долларов
Watch Dogs — одна из тех игр, которые отлично смотрелись на бумаге, но так и не смогли достичь таких же высот, как некоторые из ее аналогов. На самом деле это странно, поскольку исполнение и реализация концепций и идей команды были более или менее точными, что привело к визуально впечатляющему названию игры, которое сделало именно то, что было обещано. Конечно, с заявленным бюджетом на разработку почти в 70 миллионов долларов этого следовало ожидать.
Watch Dogs получила довольно положительные отзывы, большинство оценок которых находятся в диапазоне от 75 до 80. Конечно, это далеко не плохо, но для одной из самых дорогих игр из когда-либо созданных неспособность достичь среднего показателя в 90+ баллов, вероятно, разочаровала бы некоторых специалистов Ubisoft. К счастью, игра продавалась намного лучше, чем о ней отзывались, побив несколько рекордов Ubisoft, поскольку всего за пару месяцев она преодолела отметку в восемь миллионов проданных копий.
- жанр: приключения в открытом мире
- платформы: PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Wii U
- разработчик: Ubisoft Montreal
- издатель: Ubisoft
- дата выхода: 26 мая 2014 г.
12. Shenmue
Стоимость разработки: 70 млн долларов / 47 млн долларов
На протяжении многих лет Shenmue удерживала мировой рекорд Гиннеса как самая дорогая видеоигра из когда-либо созданных, и, по некоторым данным, разработка классики Dreamcast обошлась Sega в ошеломляющие 70 миллионов долларов. Даже по сегодняшним меркам это очень много денег, хотя, учитывая, что Shenmue на самом деле начала разрабатываться на Sega Saturn за несколько лет до ее окончательного выпуска, а также некоторые передовые компоненты, обнаруженные в ней, это, возможно, не слишком удивительно видеть, что называется такая большая цифра.
Однако интересно, что за несколько лет до выхода игры создатель серии Ю Судзуки предположил, что цифра в 70 миллионов долларов, предоставленная Sega, может быть не совсем точной. Выступая на конференции разработчиков игр еще в 2011 году, Судзуки сообщил, что реальная цифра была ближе к 47 миллионам долларов и что часть этой суммы была потрачена на маркетинг, а также на разработку продолжения игры 2001 года. Однако как ни крути, это все равно крайне много денег, особенно с учетом инфляции.
- жанр: action-adventure
- платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Sega Dreamcast
- разработчик: Sega
- издатель: Sega
- дата выхода: 7 ноября 2000 г.
11. Shadow of the Tomb Raider
Стоимость разработки: более 75 млн долларов
Последняя глава превосходной серии перезапуска Tomb Raider, Shadow of the Tomb Raider, также является самой дорогой на сегодняшний день игрой о Ларе. В интервью gamesindustry.biz глава Eidos Montreal Дэвид Анфосси сообщил, что производственный бюджет игры составил от 75 до 100 миллионов долларов, а еще около 35 миллионов долларов было потрачено на маркетинг и продвижение.
К счастью для разработчика, игра продавалась невероятно хорошо: только за первые три месяца на рынке было раскуплено более четырех миллионов копий. Она также пользовалась успехом у критиков, хотя ее рейтинги на Metacritic не так впечатляют, как у двух предыдущих игр. Несмотря на это, более чем вероятно, что игра принесла как разработчику, так и ее издателю, Square Enix, солидную прибыль.
- жанр: приключения
- платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- разработчик: Eidos Montreal
- издатель: Square Enix
- дата выхода: 14 сентября 2018 г.
10. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Стоимость разработки: более 80 млн долларов
Все больше похоже на то, что Metal Gear Solid V: The Phantom Pain станет последней игрой Хидео Кодзимы о Metal Gear, поскольку влиятельный японский разработчик расстался с Konami еще в 2015 году. Точные причины внезапного и шокирующего разрыва, вероятно, так и останутся загадкой. Но бюджет его финального проекта с компанией, по крайней мере, немного яснее.
Согласно Eurogamer, в отчете японской финансовой газеты говорилось, что по состоянию на апрель 2015 года на производство игры было потрачено 80 миллионов долларов. Однако, поскольку окончательный выпуск состоялся не раньше сентября того же года, вполне вероятно, что окончательная стоимость была намного ближе к отметке в 100 миллионов долларов, особенно если принять во внимание контент и исправления, выпущенные после выпуска.
- жанр: action в открытом мире
- платформы: PC, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox 360, Xbox One
- разработчик: Kojima Productions
- издатель: Konami
- дата выхода: 1 сентября 2015 г.
9. Defiance
Стоимость разработки: более 80 млн долларов
Defiance — многопользовательский шутер от третьего лица, выпущенный для Xbox 360, PS3 и ПК в 2013 году. Хотя он не произвел особого впечатления на критиков, он привлек довольно значительную базу игроков и просуществовал весьма респектабельные восемь лет, прежде чем серверы были окончательно закрыты в начале 2021 года. Огромный бюджет игры, безусловно, способствовал этому, хотя ее истинная стоимость остается неясной.
Незадолго до ее выпуска в отчете Forbes говорилось, что на весь проект было потрачено около 100 миллионов долларов, хотя эта сумма также покрывала стоимость научно-фантастического телесериала с тем же названием. В отчете подсчитано, что около 80 миллионов долларов было потрачено на саму игру, но эта сумма может быть значительно выше, учитывая, что позже для PS4 и Xbox One была выпущена улучшенная версия игры.
- жанр: шутер от третьего лица
- платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
- разработчик: Trion Worlds
- издатель: Trion Worlds
- дата выхода: 2 апреля 2013 г.
8. Battlefield 4
Стоимость разработки: более 100 млн долларов
Многие считают Battlefield одной из лучших франшиз FPS и неудивительно, что игры от EA Battlefield не дёшевы в производстве. По словам бывшего креативного директора компании Ричарда Хиллемана, разработка четвертой части серии обошлась в ошеломляющие 100 миллионов долларов, что сделало Battlefield 4 самой дорогой игрой франшизы на сегодняшний день.
Игра имела успех у критиков и разошлась тиражом более семи миллионов копий с момента своего запуска. Несмотря на эти впечатляющие достижения, ей было трудно угнаться за конкурентами: Call of Duty: Ghosts была продана почти в три раза большим тиражом. Превзойдет ли долгожданная Battlefield 6 эти показатели, покажет время.
- жанр: шутер
- платформы: PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
- разработчик: DICE
- издатель: Electronic Arts
- дата выхода: 29 октября 2013 г.
7. Max Payne 3
Стоимость разработки: более 105 млн долларов
Rockstar Games известна тем, что не идет на полумеры или рискует, о чем свидетельствуют масштабы проектов, за которые обычно берется разработчик. Хотя GTA и Red Dead являются наиболее яркими примерами этого, есть много других впечатляющих игр, украшающих обширный каталог компании. Одна из них — Max Payne 3.
Третья и последняя игра культового полицейского также является его самой дорогой: по оценкам, производственный бюджет игры составил 105 миллионов долларов. Однако за первый год было продано более четырех миллионов копий, так что, по крайней мере, окупились затраты на разработку. Что более важно, игра послужила прощанием с Максом, а заодно предложила крутой геймплей и отличный сюжет!
- жанр: шутер от третьего лица
- платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
- разработчик: Rockstar Studios
- издатель: Rockstar Games
- дата выхода: 15 мая 2012 г.
6. Grand Theft Auto V
Стоимость разработки: более 137 млн долларов
Игра вытянула из разработчика 137 миллионов долларов и это мягко говоря много, но проект того стоил. С момента своего появления в продаже в 2013 году было продано более 140 миллионов копий; эта цифра увеличится, когда в конце 2021 года появятся порты игры для PS5 и Xbox Series. Для тех, кому интересно, все это равносильно общей прибыли в размере около 6 миллиардов долларов и продолжает расти.
Стоит отметить, что цифра в 137 миллионов долларов покрывает только первоначальные производственные затраты на игру, при этом DLC, GTA Online и многочисленные порты игры для консолей следующего поколения значительно увеличили эту сумму за последние восемь лет. Также считается, что первоначальный маркетинговый бюджет игры составлял около 137 миллионов долларов, поэтому, в конечном счете, не стоит удивляться, узнав, что Rockstar к настоящему времени потратила на игру в общей сложности более 300 миллионов долларов.
- жанр: action в открытом мире
- платформы: PC, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X/S
- разработчик: Rockstar North
- издатель: Rockstar Games
- дата выхода: 17 сентября 2013 г.
5. Destiny
Стоимость разработки: более 140 млн долларов
Хотя Destiny и ее продолжение 2017 года стали невероятно успешными играми, завоевав множество наград и привлекая в процессе значительную фанатскую базу. Весь этот успех дался дорогой ценой: первоначальное издательское соглашение Bungie с Activision предполагает, что разработка первой игры стоила где-то в районе 140 миллионов долларов. И это, скорее всего, верхушка айсберга!
Destiny 2 больше и лучше своего предшественника практически во всех отношениях и провела значительно больше времени в центре внимания разработчика. А так же нельзя забывать про расширения игры, они тоже стоили денег. Учитывая все это, кажется вероятным, что на разработку Destiny 2 было потрачено значительно больше денег, чем на оригинальную игру. Но тот факт, что Bungie продолжает поддерживать игру до сих пор, позволяет предположить, что все эти деньги были потрачены не зря.
- жанр: шутер от первого лица
- платформы: PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
- разработчик: Bungie
- издатель: Bungie
- дата выхода: 9 сентября 2014 г.
4. Red Dead Redemption 2
Стоимость разработки: более 170 млн долларов
Игра не была продана таким же тиражом, как GTA 5, но Red Dead Redemption 2 отличается такой же детализацией во всем своем огромном открытом мире. Однако это внимание к деталям дорого обошлось. Считается, что одна только игра обошлась разработчику от 170 до 240 миллионов долларов, а на маркетинг было потрачено еще 300 миллионов долларов сверх этой суммы. В конечном счете, истинная стоимость игры превысила полмиллиарда долларов.
Учитывая, что игра принесла впечатляющие 725 миллионов долларов дохода всего за первые два дня продаж, можно с уверенностью сказать, что Rockstar снова смогла получить солидную прибыль. Однако, как и в случае с GTA Online, онлайн-функции игры, несомненно, увеличили стоимость производства с момента первоначального выпуска игры, поэтому точная сумма потраченных или заработанных разработчиком денег остается загадкой.
- жанр: action-adventure
- платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Stadia
- разработчик: Rockstar Games
- издатель: Rockstar Games
- дата выхода: 26 октября 2018 г.
3. Cyberpunk 2077
Стоимость разработки: более 174 млн долларов
После восьми лет разработки и нескольких задержек разработчик CD Projekt Red много поставил на карту при запуске Cyberpunk 2077. Она продавалась достаточно хорошо, но отвратительная производительность игры и различные ошибки привели к широкой критике со стороны игроков, в результате чего стоимость компании упала на миллиарды долларов в последующие недели. По сравнению с этим 316 миллионов долларов, потраченных на создание и маркетинг игры, кажутся каплей в море.
Согласно одному из собственных финансовых отчетов компании, около 174 миллионов долларов было потрачено на разработку, что делает ее одной из самых дорогих игр, когда-либо созданных на момент написания статьи. Чудесным образом компании удалось получить солидную прибыль с продаж, хотя цена ее акций остается вдвое меньше, чем до выхода игры, и не подает никаких признаков восстановления в ближайшее время.
- жанр: RPG, action
- платформы: PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Stadia
- разработчик: CD Projekt Red
- издатель: CD Projekt Red
- дата выхода: 10 декабря 2020 г.
2. Star Wars: The Old Republic
Стоимость разработки: более 200 млн долларов
Несмотря на то, что Star Wars: The Old Republic вышла почти десять лет назад, она до сих пор довольно регулярно получает обновления. Однако, учитывая, сколько времени и денег было потрачено на ее первоначальную разработку, это не должно вызывать особого удивления. Согласно сообщениям, бюджет разработки игры составил 200 миллионов долларов, что делает ее одним из самых дорогих и амбициозных проектов EA за все время.
Эти амбиции определенно окупились: считается, что с момента запуска серверов в конце 2011 года игра принесла более 1 миллиарда долларов дохода. Это хорошая отдача от огромного бюджета, и, поскольку десятки тысяч человек по-прежнему играют в MMO, невозможно сказать, сколько еще прибыли игра может принести до того, как ее серверы будут окончательно отключены.
- жанр: MMO
- платформы: PC
- разработчик: BioWare
- издатель: Electronic Arts
- дата выхода: 20 декабря 2011 г.
1. Star Citizen
Стоимость разработки: более 715 млн долларов
После нескольких чрезвычайно успешных краудфандинговых кампаний разработчик Cloud Imperium Games смог собрать более 300 миллионов долларов на производство Star Citizen. С тех пор еще больший капитал был привлечен за счет частных инвестиций, что, в свою очередь, привело к значительному увеличению масштабов и размаха проекта. И хотя это, несомненно, хорошая новость для спонсоров и будущих игроков, она принесла с собой новую проблему.
Производство игры впервые началось еще в 2011 году, но до сих пор нет четкого ответа на вопрос, когда же состоится полноценный коммерческий релиз. По оценкам, на разработку Star Citizen к настоящему времени уже потрачены сотни миллионов долларов; сумма, которая будет только расти по мере того, как производство будет затягиваться. Так что сказать, что на карту поставлено очень многое, было бы преуменьшением.
- жанр: шутер, симулятор
- платформы: PC
- разработчик: Cloud Imperium Games Corporation
- издатель: Cloud Imperium Games Corporation
- дата выхода: 2024 г.
А на этом у меня всё. Игры совершенствуются, бюджеты растут, и даже самые смелые прогнозы могут оказаться превзойденными. Этот список — наглядное тому подтверждение.
Создание виртуальных миров и захватывающих историй требует колоссальных вложений, и нет никаких сомнений, что в будущем появятся еще более амбициозные и дорогие проекты. Остается надеяться, что за стремительно растущими бюджетами разработчики не забудут о главном — о сюжете, ведь главное сейчас - картинка...
============