Найти тему

Дети-«почемучки»: как утолить жажду знаний ребёнка? Особенности возрастного периода 6-9 лет

Оглавление

Автор — Ангелина Вовк

Замечали ли вы, что к 6-ти годам самым любимым вопросом ребёнка становится «почему»?

Дело в том, что «абсорбирующий» ум ребёнка становится «рассуждающим» именно к этому возрасту, поэтому дети постоянно задают вопросы: они уже не просто принимают те данные, которые им дают, а ставят их под сомнение — «почему это работает/устроено именно так». Кроме того, вовсю начинает работать воображение, ведь именно оно формирует абстрактное мышление и помогает ребёнку понять и усвоить всё, что находится за пределами того, что можно увидеть и потрогать.

В Школе Великих Открытий детей этого возраста мы называем Открывателями. Это название исходит из потребностей указанного возрастного периода.

Ребёнку 6-9 лет хочется:

  • исследовать мир в больших пропорциях: делать опыты, проводить эксперименты, узнавать другие культуры;
  • приходить к каким-то выводам самостоятельно, а не получать готовую информацию или «теорию»; строить предположения, рассуждать;
  • изучать математику, физику, химию, литературу, языки, а также космос и мироустройство;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • разрешать конфликты.

Для удовлетворения этих потребностей Школа Великих Открытий создаёт специально-подготовленную среду. Рассказываем о ней далее.

Разновозрастные классы

Разновозрастной подход является одним из принципов Монтессори-педагогики. Поэтому дети 6-9 лет представляют собой учеников I-ой ступени и учатся вместе. Это способствует развитию коммуникативных навыков и лучшему усвоению информации: старшие ребята могут помогать и объяснять что-то младшим, а младшие, в свою очередь, перенимают опыт старших.

Особенностью детского восприятия информации является то, что порой они быстрее всего учатся именно друг у друга. Кроме того, старшие ребята не только мотивируют младших своим примером, но развивают в себе терпение и терпимость по отношению к детям младшего возраста.

-2

Большие истории Марии Монтессори

Дети I-ой ступени познают законы природы и устройства мира через Большие космические истории. Это особый вид рассказов, разработанный Марией Монтессори.

Учитель повествует детям об устройстве мира, связывая каждую историю с изучаемыми предметами: географией, биологией, историей, русским языком, английским языком, литературой и математикой.

Это способно подстегнуть естественный интерес детей к получению знаний, ведь в каждую историю ученики погружаются: делают доклады, проводят опыты, выезжают в музеи и на природу.

Например, изучая письменность, ученики пишут на глиняных табличках, создают папирус и занимаются каллиграфией. Ребята познают все этапы человеческой письменности собственными руками!

-3

Обилие материалов

Монтессори-пространство I-ой ступени изобилует разнообразными материалами для изучения и познания мира.

Так, в классе I-ой ступени существует зона Космического воспитания, она включает в себя изучение таких наук, как: география, биология, анатомия, зоология, ботаника, астрономия, история.

Кроме того, эта зона неразрывно связана с дисциплинами русского языка, английского языка и математики: класс изобилует различными энциклопедиями и иными учебными материалами — у детей есть возможность с раннего возраста погружаться в междисциплинарное познание мира!

Помимо среды внутри школьных стен, обучающее пространство находится и за их пределами. Дети активно занимаются физкультурой, посещают уроки, проводимые на свежем воздухе, а также отправляются в разнообразные образовательные выезды.

-4

Под крылом педагога

Дети возраста 6-9 лет ещё должны дозреть и психологически окрепнуть, а педагоги — верить в ребёнка и ждать. Задача этого трехлетнего периода — создать базу, сделать всё, чтобы не уничтожить в ребенке желание учиться и поддержать его воображение.

Учитель направляет ребенка в его познавательной деятельности и учит последовательности:

  • «Какой вопрос ты задаешь, что хочешь узнать?»,
  • «Каков ход опыта, что необходимо сделать?»,
  • «Каковы твои личные выводы из этого опыта, к какому результату ты пришел?»

Кроме того, педагоги разбирают с детьми любую конфликтную ситуацию. Школа Великих Открытий придерживается принципа — ни один конфликт не должен быть не замечен.

Мы всегда говорим родителям — если какая-то ситуация произошла без нас, без педагогов, вы всегда можете нам рассказать об этом. И мы вместе придем к решению. Детям необходима поддержка взрослых в разрешении конфликтов, чтобы научиться делать это словами, а не кулаками.

Школе Великих Открытий 20 лет, 2023 год. Ирина Кулешова - основатель и директор ШВО, педагог, психолог
Школе Великих Открытий 20 лет, 2023 год. Ирина Кулешова - основатель и директор ШВО, педагог, психолог

Школа Великих Открытий