С начала августа в культурной столице вступило в силу новое ограничение для электросамокатов, запрещающее парковаться в центральных районах. Это решение Смольного и кикшеринговых компаний стало горячо обсуждаемым не только внутри города, но и в большинстве российских регионов.
Пример для других
Дело в том, что Петербург первым в стране ощутил растущее недопонимание между пешеходами и пользователями средств индивидуальной мобильности (СИМ). Однако власти и операторы кикшеринга вместо игр в «горячую картошку» начали работать в тандеме, достигнув желанного перемирия между горожанами.
Что касается запрета парковки в центре Северной столицы, то многие сошлись на том, что его принятие было вопросом времени. А точнее, вопросом наступления летнего сезона, когда улицы заполняют туристы. Узкие тротуары и людские толпы вынуждают нарушать правила дорожного движения даже самых аккуратных пользователей СИМ. Отсюда и массовое недовольство с просьбой выставить самокатчиков хотя бы за границы Центрального, Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского районов.
Иначе говоря, первопричина конфликта вокруг электросамокатов кроется вовсе не в них самих, а в отсутствии специальной инфраструктуры. Во всяком случае, именно такой позиции придерживается большинство заинтересованных в этом вопросе. Городу на Неве, пожалуй, тяжелее всех дается «молодеть» и идти в ногу со временем. Проекты, неважно, толковые или нет, частенько отвергаются жителями без должного изучения проблемы, с игнорированием принципа «критикуешь — предлагай».
Ездите, но не паркуйтесь
Согласимся, что консервативность нередко шла на пользу городу и позволила сохранить его уникальность до сегодняшних дней. Но в случае с СИМ очень просто хватить лишку, так как достояние технического прогресса уже стало рутиной приличного числа петербуржцев. А от властей, стоит заметить, всегда требуют справедливых и взвешенных решений.
К общественному удивлению, проблему подсветили в городской полиции еще в середине мая. Тогда правоохранители устроили рейды по культурной столице, изъяв свыше двух тысяч самокатов, припаркованных с нарушением действующих правил. После чего Смольный и операторы кикшеринга начали разрабатывать более жесткие меры для неисполнительных пользователей СИМ. Вместе с тем от электросамокатов никто отказываться не собирался и не собирается.
Решение убрать точки парковки в четырех районах, но не запрещать транзитный проезд (за исключением зон запрета движения, как на Невском), является адекватным подходом к вопросу. Часть жителей требует от администрации убрать СИМы из центра — пожалуйста, но с оговоркой. И пока Петербург хитро танцует по тонкому льду общественной благосклонности, другие субъекты РФ присматривают для себя лучшие решения на будущее.
Ориентировочная карта парковок СИМ на границах центральных районов города. Указанные точки могут смещаться после получения обратной связи от жителей города и кикшеринговых компаний после введения новых правил.
Сокращений поездок не предвидится
Особенно важно, что партнеры властей в лице Whoosh, «Яндекс» и «Юрент» готовы финансировать разработку проекта необходимой инфраструктуры, а также брать на себя его реализацию. Так, оператор Whoosh пояснил, что инвестирование в целевые транспортно-инфраструктурные проекты является частью их стратегии по развитию отрасли микромобильного транспорта.
Деликатное и разумное внедрение бо́льшего числа электросамокатов и велосипедов возможно только при развитии специальной инфраструктуры, отметили в компании. Тем более это необходимо, когда дело касается столь сложных районов, как центр Петербурга.
«В решении есть баланс — закрытые для парковки районы будут прорабатываться для организации парковочных пространств, операторы будут инвестировать в город через развитие инфраструктуры. Это долгосрочная работа, которая поможет стабильно и качественно развивать микромобильность в городе», — подчеркнули в Whoosh.
Также оператор кикшеринга сообщил, что снижения объема поездок по культурной столице не предвидится. Свой парк самокатов компания равномерно перенаправит в районы с низкой плотностью СИМ и высоким запросом на поездки. Не секрет, что в спальных районах самокаты крайне востребованы и выступают в роли транспорта, а не развлечения.
Жители нередко добираются на них от дома до метро или разъезжают между районами по работе. Единственное отличие спроса на электросамокаты в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах — наличие туристическо-рекреационного трафика. И потому целью принятого решения стало развитие качественной инфраструктуры, которая позволит снизить число поездок в нагруженных туристами частях Петербурга.