Найти в Дзене
Простыми словами

Как и зачем книги Солженицына попали в школьную программу

Когда книги Александра Солженицына оказались в школьной программе? Официально незадолго до развала СССР. Обсуждение о том, следует их туда включить или нет, на началось в период перестройки. Александр Солженицын был с 1945 по 1955 гг. был заключенным лагерей. Это связано с тем, что в период Великой Отечественной он вел переписку со знакомыми о том, что нужно ликвидировать «сталинскую систему». Понятно, что в те годы переписка не была тайной, и поэтому Солженицын был осужден. Важно подчеркнуть, что он сам никогда не считал себя невинным заключённым. Дело в том, что сам Солженицын не раз заявлял, что именно с точки зрения советских законов того периода все было по делу. После освобождения Александр Солженицын работал школьным учителем, писал рассказы, но опасался, что их не опубликуют, поскольку речь шла о рассказах о лагерной жизни, причем, что важно подчеркнуть, у Солженицына были как антисоветские, антикоммунистические рассказы, так и нейтральные. Понятно, что, когда он заметил, что
Оглавление

Когда книги Александра Солженицына оказались в школьной программе? Официально незадолго до развала СССР. Обсуждение о том, следует их туда включить или нет, на началось в период перестройки.

Книги Солженицына до перестройки

Александр Солженицын был с 1945 по 1955 гг. был заключенным лагерей. Это связано с тем, что в период Великой Отечественной он вел переписку со знакомыми о том, что нужно ликвидировать «сталинскую систему». Понятно, что в те годы переписка не была тайной, и поэтому Солженицын был осужден.

Важно подчеркнуть, что он сам никогда не считал себя невинным заключённым. Дело в том, что сам Солженицын не раз заявлял, что именно с точки зрения советских законов того периода все было по делу.

После освобождения Александр Солженицын работал школьным учителем, писал рассказы, но опасался, что их не опубликуют, поскольку речь шла о рассказах о лагерной жизни, причем, что важно подчеркнуть, у Солженицына были как антисоветские, антикоммунистические рассказы, так и нейтральные.

Понятно, что, когда он заметил, что этот вопрос стали активнее обсуждать в СССР, осуждать отдельные перегибы в период Сталина, он показал нейтральные рассказы Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир». Твардовскому рассказы понравились, они были в духе времени, и поэтому в итоге издали некоторые рассказы Солженицына. Самый известный — «Один день Ивана Денисовича». Он был опубликован в 1962 году.

Этот рассказ, что важно, понравился Никите Хрущеву, и он в итоге даже настоял на том, чтоб Солженицына приняли в Союз писателей СССР. Хрущёв не понимал, что Солженицын был антисоветским писателем, Хрущёв полагал, что Солженицын просто критиковал перегибы в период Сталина, но сам был сторонником СССР.

На деле Солженицын, с одной стороны, какое-то время пытался дружить с культурной интеллигенцией СССР; с другой стороны, писал антисоветские книги, где очернял период СССР в целом, в том числе признавал, что с советским режимом нужно покончить.

-2

Ситуация для Солженицына изменилась после того, как Никита Хрущев перестал быть генеральным секретарём. При Брежневе издавать рассказы Солженицына переставали, в целом у него на высшем уровне становилось все меньше сторонников. С чем это может быть связано? Скорее всего, с желанием нового руководства отказаться от активного продвижения лагерной тематики в литературе.

Солженицын на это отреагировал так: он начал сближаться с так называемыми диссидентами, а его книги начали издавать за границей, причем массовыми тиражами. В этих книгах Солженицын называл СССР преступным режимом, который должен быть ликвидирован. Естественно, в СССР поняли, что Солженицын — это враг Советского Союза, то есть это человек, который хотел уничтожить СССР.

В итоге это привело к тому, что Солженицын был лишен гражданства, его выслали за границу. Где он, естественно, постоянно обличал Советский Союз, игнорировал вообще любые достижения, которые были в СССР. Понятно, что в таких условиях его книги и рассказы не издавались.

Период перестройки

-3

В СССР ситуация изменилась когда? В период перестройки. Тогда за идеологию отвечал Александр Яковлев, который уже в 1988 году заявил, что нужно издавать труды белых эмигрантов и других противников советской власти. Якобы это только «на пользу социализму».

Понятно, что тогда же начали издавать книги Солженицына. Причем важно особенно отметить, что это делало государство, это было одобрено на уровне ЦК КПСС. Причем о каких тиражах шла речь? Сотни тысяч, миллионные тиражи даже были. Например, малое собрание сочинений Солженицына было издано в 1990 году. Тираж — 3 миллиона экземпляров.

Это могло означать только то, что сама советская власть активно занималась антисоветской пропагандой. Обществу пытались внушить мысль, что советский период — черный период в истории страны.

Со временем, уже в 1989-90 гг. издавались практически любые труды антисоветского толка. И всегда самое главное в этом вопросе то, что это делали по инициативе государства, а не каких-нибудь диссидентов.

Книги Солженицына в школьной программе

-4

Учитывая тот факт, что государство было заинтересовано в распространении, популяризации книг Солженицына, не было ничего удивительного, что в итоге некоторые произведения Солженицына оказались в школьной программе.

Итак, в методическом журнале «Литература в школе» в 1989 году вышли обновленные программы по литературе для 11 класса. И там предлагалось включить отдельные произведения Солженицына в школьную программу. Это была дискуссия, как можно понять, на высшем уровне. И в том же издании утверждалось, что по собственной инициативе некоторые учителя уже в 1989 году знакомили школьников с книгами Солженицына.

Официально рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был включен в школьную программу 1991 года, то есть незадолго до развала СССР. И естественно, что после развала СССР эти рассказы остались в школьной программе.

«Архипелаг ГУЛАГ»

-5

Самой известной книгой Солженицына является «Архипелаг ГУЛАГ». Но это не самая простая книга, что нужно четко понимать, потому что там описываются процессы лагерной жизни, с которыми, возможно, не стоит знакомить школьников.

Однако и эта книга появилась в итоге в школьной программе. Изначально как это происходило? Официальном книга не была включена в школьную программу, но все равно отрывки изучались, но уже с 2010 года решили, что в школе нужно изучать «Архипелаг ГУЛАГ». Самое главное, что это решение поддержал президент России Владимир Путин.

С точки зрения Владимира Путина, нужно знать всю историю России, не нужно игнорировать негативные моменты. Для президента Солженицын — это патриот России, для которого нет ничего важнее правды, какой бы эта правда ни была.

Следовательно, даже несмотря на тот факт, что книга скорее для взрослой аудитории, она уже есть в школьной программе для старших классов. Понятно, что это версия, специально адаптированная для школы.

Зачем это нужно

-6

Ключевой момент в том, а зачем вообще это нужно? Зная, почему вначале начали массово издавать Солженицына в СССР по предложению Александра Яковлева, становится понятным, зачем его книги нужны в школьной программе.

Это нужно для того, что очернить не только советский период, но и отдельные идеи. В частности, идеологию марксизма-ленинизма, революционность. Ведь Солженицын не просто что-то описывал, а был сторонником определенной идеологии, и продвижение книг Солженицына на высшем уровне — это продвижение идеологии Солженицына.

Что это за идеология? Это ультраконсерватизм, антикоммунизм. Продвижение этих идей, пожалуй, являются главным, когда речь шла о включении Солженицына в школьную программу. И при этом тех людей, которые это сделали, не смущали многие моменты, которые были в «Архипелаге».

Во-первых, там Солженицын всегда преувеличил число жертв репрессий, то есть исторические факты не подтверждали информацию Солженицына; во-вторых, Солженицын, мягко говоря, не особенно радовался победе Советского Союза в Великой Отечественной.

Дело в том, что он еще в период, пока жил в эмиграции, выступая в США перед американскими ультраправыми профсоюзами, заявлял, что очень жаль, что западные страны не уничтожили после гитлеровского режима еще и сталинский режим.

Более того, в этом же «Архипелаге» есть утверждение, что стране нужны не победы, а поражения для того, чтоб «обрести свободу». Как-то странно в современных условиях продвигать подобные тезисы.