- Это войско захватило всю Половецкую Степь или Великую Куманию и разгромило и Русь (25):
- Он также рассказывает, что один из великих князей Руси Михаил (— Великий князь Черниговский (1223/1226—1246) и Киевский (1238—1239, 1241—1243) Михаил Всеволодович —) отказался кланяться изображению основателя Монгольской империи Чингисхана, стоящему перед шатром каждого монгольского хана, по религиозным соображениям и был за это казнён монголами вместе со своим слугой (боярином Фёдором) (39—40):
- Ну что, отрицатели Батыева нашествия и монгольского Ига — налетайте и попробуйте это опровергнуть...
Многие знают о путешествии посланника Папы Римского Иннокентия IV Иоанна де Плано Карпини через Золотую Орду в Монголию и обратно в 1248—1252 гг. и о поездке в Каракорум и обратно посла французского короля Людовика IX Гильома де Рубрука в 1253—1255 гг.
Но мало кто знает, что одним из спутников Карпини был польский монах из ордена святого Франциска Ассизского Бенедикт Поляк (лат. Benedictus Polonus, пол. Benedykt Polak; ок. 1202 — ок. 1280). А между тем брат Бенедикт свободно говорил на нескольких языках, включая древнерусский, латынь и, вероятно, монгольский.
По возвращении из Каракорума в Польшу Бенедикт Поляк написал на латинском языке краткий отчёт «О путешествии братьев меньших [так называли францисканцев] к татарам» (лат. De Itinere Fratrum Minorum ad Tartaros). В него был включён текст копии письма великого хана Монгольской империи Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV.
Позже в XIII в. другой польский монах-францисканец Ц. де Бридиа на основании отчёта Бенедикта Поляка написал «Историю татар» (лат. Historia Tartarorum). Оба труда изданы, но на русском языке имеется только перевод с латинского «Истории татар» де Бридиа, который является ценным источником для изучения Батыева нашествия на Европу, Ига Золотой Орды и Монгольской империи середины XIII в. Он также подтверждает и в некоторых местах дополняет или уточняет сведения Карпини.
Бенедикт Поляк указывает, что Монголия (Моал) находится в земле тартар в месте соединения Востока и Севера (2). Он рассказывает, что знатный муж Чингис подчинил себе всю Монголию (Моал) и её обитателей по имени монголы (монгали) и затем землю Татар с её тартарами (3).
Потом он покорил соседних меркитов (4), уйгуров, у которых монголы переняли письменность (5), найманов и кара-китаев (7). После захвата Китая Чингис провозгласил себя императором (каном) (9).
Бенедикт Поляк сообщает (20), что посланное Чингисханом войско вторглось в Команию или Куманию (Половецкую Степь). Тогда половцы объединились со всеми русскими и бились с монголами между двумя ручейками, один из которых называется Калк (речка Калка, впадающая с севера в Азовское море), но были разгромлены в крайне кровопролитном сражении.
Крови с обеих сторон было пролито до самых конских уздечек, как передавали те, кто участвовал в сражении.
Наследником Чингисхана (1206—1227) стал его сын Угэдэй (у Бенедикта Поляка — Оккодай) (1229—1241) (23), который назначил сына своего брата Бату (у Бенедикта Поляка — Бати) ответственным за поход на Запад (24).
Это войско захватило всю Половецкую Степь или Великую Куманию и разгромило и Русь (25):
Бати в то время подчинил... Великую Команию, а также Русию, и захватил Киев, столицу Русии, город очень большой и известнейший, уничтожением большого количества людей и многочисленными сражениями.
Потом Бату разбил и разорил Великую Булгарию (Волжскую Булгарию) и Мордовию, Польшу, Венгрию, Силезию и Моравию (27—29). Но ему пришлось прекратить завоевание Европы из-за смерти великого монгольского хана Угэдэя (30):
Когда Бати был в Венгрии и узнал о смерти Оккодай-кана... то он немедленно вернулся в Команию.
Другое посланное Угэдэем войско захватило владения турок-сельджуков (Туркию), Грузию (Георгианию) и Армению (31).
Наследником Угэдэя стал его сын Гуюк (у Бенедикта Поляка — Куйук) (1246—1248) (26 и 33). Францисканские монахи присутствовали на церемонии его избрания и провозглашения великим ханом Монгольской империи (33 и 35).
Бенедикт Поляк описывает монголов как людей среднего роста с широкими лицами и выступающими скулами (36).
Он также рассказывает, что один из великих князей Руси Михаил (— Великий князь Черниговский (1223/1226—1246) и Киевский (1238—1239, 1241—1243) Михаил Всеволодович —) отказался кланяться изображению основателя Монгольской империи Чингисхана, стоящему перед шатром каждого монгольского хана, по религиозным соображениям и был за это казнён монголами вместе со своим слугой (боярином Фёдором) (39—40):
Не захотел названному идолу кланяться, говоря, что это не дозволено христианам, и когда он упорно настаивал... было приказано бить его пяткой ноги в грудь до смерти. И когда его воин поощрял к стойкости в мученичестве, то ему перерезали горло ножом, а воину, который поощрял, отсекли голову.