Сама мысль иногда дать собака возможность самостоятельно принять решение, чаще всего вызывает неприятие. И это легкообъяснимо - в законтроленном социуме существует идея безусловного подчинения, как инструмента решения всех проблем. К детям это тоже часто применяется. Да что там, к детям, такой директивный формат бытует в трудовых отношениях и в браке. "Сделай, как я сказал(а)".
Но собакам достаётся больше всего. Гиперконтроль - симптом неуверенности, тревожности, точно так же, как и гиперопека, и вообще любое "гипер",, существующее в каких-либо социальных взаимодействиях. " Я заставлю тебя делать по-моему и ты не совершишь ошибок, не попадёшь в неприятности и не навлечëшь неприятности на меня".
Прежде чем кидаться в битву несогласия, прочтите, пожалуйста, следующее: автор текста очень хорошо знакома с эффектом гиперконтроля в состоянии хронической тревоги и речь не о собаках, несущих службу. Хотя и службы бывают разные: в некоторых, способность принимать самостоятельные решения является залогом успеха. Но в силу огромного мыслительного разрыва, мы не всегда видим и осознаем, что собаки способны сопоставлять данные и факты, имеют критерии выбора поведения. Мы и собаки решаем задачи разного уровня сложности.
Возможность выбора, в определенных ситуациях - полезный метод в коррекции поведенческих проблем, вызванных страхами, тревогой. Лифтом или лестницей выходить на прогулку?Гулять ещë или уже хватит и лучше домой? Пойти на развилке вправо или влево? Идти на площадку или сегодня лучше погулять в лесопарке?
Эксперименты Селигмана и Майера по выученной беспомощности показали, что наличие возможности контролировать ситуацию сильно снижает уровень стресса у всех млекопитающих. А контроль, собственно и состоит в возможности выбора.
Как говорится, "следите за руками".
Тревожный пес оказался в ситуации, где есть выбор: допустим, на развилке тропинки. У него есть негативный опыт на левом ответвлении (например, внезапная стычка с питбулем Джиной) и нет такого - на правом. Неминуемый поворот влево вызывает рост тревоги - органы, участвующие в спасении жизни, сердце, сосуды, мышцы, глаза, приходят в состояние повышенной активности. Вечер перестаëт быть томным, вместо обнюхивания меток и игры с колечком, собака превращается в радар, сканирующий пространство. Каждое новое приближение к этому левому повороту вызывает рост тревоги, потому, что избежать левого поворота невозможно. В один "прекрасный" день собака вовсе отказывается идти на прогулку и начинает гадить дома, лишь бы только не левый поворот, с вероятностью встретить всегда перевозбужденную Джину и почувствовать на себе еë разрядку в свой бочок.
Я, конечно, сознательно утрирую, не всегда собаки оказываются столь впечатлительны, чтобы от одной неудачной встречи в два счета дойти до страха улицы. Да и наибольший эффект отсутствия выбора проявляется, когда уже есть подходящая психологическая "почва" - синдром ранней депривации, ПТСР или какие-то другие осложненные состояния.
Если, на определенном этапе, дать собаке самостоятельно выбрать направление, она получает другой опыт: как суслик в мультфильме, "шëл-шëл и никого не встретил". Благополучный исход даëт ей ощущение контроля, возможности избежать неприятностей. Рано или поздно, собака, набравшись уверенности, захочет заглянуть в левое ответвление - на метр, на пять, на десять... Потому, что исследование территории находится у неë в числе видовых потребностей, уступая лишь потребности в безопасности.
Насильственное помещение собаки в пугающую среду, именуемое "погружением", способно нанести ощутимый вред.
У автора этого описания, подписчицы закрытой тг-группы, и еë собаки, впереди длинный путь. Очень надеюсь, что через какое-то время мы вместе сможем показать совсем другой результат. Но пока даже простое "не прятал хвост в попу" вызывает нашу общую радость. А начали мы именно с возможности выбора у собаки.
Ещë одного щенка, с которым работаю индивидуально онлайн, "погрузили" так, что семимесячная малявка, прекрасно чувствующая себя дома и гулявшая до того - наотрез отказалась касаться лапами земли. Кинолог тащила еë, упирающуюся, в незнакомое место, под присказку "не поддерживайте собаку в еë страхе", а потом ещë умудрилась упустить свою собаку, которая вусмерть напугала и так очень неспокойного щенка. Здесь нам тоже придется "заходить издалека" и двигаться маленькими шагами. Осложнение в том, что эта собака ещë развивается и появившаяся фобия влияет не только на последствия прошлого, но и на будущее.
К слову, миф о возможности "подкрепить страх " не менее живуч, чем вера в погружение потому, что специалисты не знают и не понимают разницы между поведением и состоянием, работают со следствием, а не с причиной.
Возможность иногда делать самостоятельный выбор - маленький шаг с большими "терапевтическими" возможностями. И нет, собака не начнёт сгонять вас с дивана, отнимать царский скипетр пульт от телевизора и претендовать на ваш подогретый вечерний бокал крепкого янтарного напитка. У неë просто улучшится саморегуляция и проснётся интерес к хозяину.