Содержание:
Истина устами народа и партизанский маркетинг.
Немного истории с крестьянского стола.
Суп в другой стране.
Вывод.
Очень много истин можно услышать от людей вокруг. Такая истина касается и супа. Пусть читатель не удивляется, что я вдруг про суп, а не допустим про бриллианты. Про бриллианты тоже будет, но позже. В очередной раз встретилась мне тысяча постов на тему пользы ежедневного кушания супов, которая имеет корни от самого Рюрика. И решила, что таки статье быть.
Истина устами народа и партизанский маркетинг.
Всякие "народные истины" можно запросто сравнивать с партизанским, вирусным и тому подобными видами маркетинга. Упрощённая схема предполагает, что какая-то идея подана в настолько простой и близкой форме, что она сама собой распространяется и через какое-то время становится уже настолько обшеупотребимой, что даже разобраться сложно откуда эта истина взялась. В современном мире с этим проще - лайк, репост и готово. Раньше всё было тяжелее - из уст в уста, из поколения в поколение. Некоторые истины конечно передавались ещё и через некие воспитательные процедуры.
Вот точно также и осела у нас в голове истина - суп надо есть.
Немного истории с крестьянского стола.
Любая истина появляется по какой-то причине и здесь причина - историческая. Потому что как вы понимаете нет ни одного реального исследования с научной базой, где взяли бы людей или животных, пичкали бы одних супом, а других "сухомяткой". Брали бы анализы на витамины. А потом ещё и тестировали здоровье, проверяли влияние супа на продолжительность жизни или на развитие какого-нибудь гастрита.
Так почему же так исторически сложилось, что суп имеет такое важное значение?
Множество исторических групп пестрят древнерусскими, императорскими и прочими рецептами - которые как будто исконно исторически наши. Читая такие статьи, надо не забывать одну штуку: страна наша была до СССР - крестьянская и неграмотная. И если рецепт кулинарный вдруг оказался записан, дошел до наших дней и на этот рецепт можно смотреть даже без слез, то скорее всего рецепт - околокупеческого сословия.
Даже любитель крестьянства - Лев Николаевич Толстой писал про горечь хлеба из лебеды, но почему-то рецепт для потомков не записал. Писал про проблемы кормления дочери бульоном у Анны Карениной и даже про тонкости приготовления варенья, но рецепт супа - нам не оставил.
А мы все же в большинстве - потомки крестьян и корни наши не в рецептах клубники с шампанским (а такое при Николае Втором подавали).
А что же кушали наши предки-крестьяне?
Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, что у нас в принципе росло на земле. А с сельским хозяйством у нас было все печально. Беспашенный период - 7 месяцев. Низкий уровень агрокультуры, низкая урожайность, борьба за выживание. Налоги были большие, продуктов на семьи оставалось мало и надо было не только выживать, но ещё и работать. Земли были плохие, сеяли в основном - рожь. Пшеница болела всяким, быстро падала - а на земле гнила. Плюс для пшеницы нужны были хорошие земли, которых было мало. Хлеб выращивать постоянно было нельзя, он опустошал земли, и земле нужно было давать отдыхать. Для отдыха от хлебных, но чтобы земля не пустовала - садили: репу, редьку, капусту и горох.
Вообще, если вам интересно насколько плохо жили крестьяне на Руси очень рекомендую исследование "Великорусский пахарь". Все наглядно и с цифрами.
Так что, исходя из продуктов, которые оставались у русского крестьянина, готовили: хлеб, кашу, похлёбку, засолы и дары природы. Что можно сказать про эти блюда?
- Хлеб - сухомятка раз, во-вторых, в голод туда месили все что можно - даже сосновую кору. А проблемы с голодом были часто.
- Каша часто была такой: все что осталось, долго варилась и была достаточно густой.
- Засолы - это зимняя пища и для желудка не очень полезная.
- Дары природы - собирали в основном дети. Кстати, на Руси дети часто сами от грибов то и болели.
Остаётся похлёбка, которую потом и стали называть супом. Первая по популярности до картофельного расцвета была репница, из репы соответственно. Вторая по популярности - ЩИ. Слово интересное и некоторые филологи утверждают, что первоначально это значило "что-нибудь съестное". По рассказам прабабушки в деревне Щи обычно варились так: вываривались кости или мясная требуха (поскольку мясо это роскошь и обычно шло в счёт тягла или на продажу), в густой бульон добавлялась капуста и для густоты иногда добавляли отрубей. Потом это дело доваривалось в печи и "кушалось".
Суп в другой стране.
В других странах суп тоже был кушаньем бедных слоев населения. Изначально суп назывался просто - похлёбка, а набор продуктов в ней различался в зависимости от географии. Популярность похлёбки легко объяснима: это тебе и жирный сытный бульон, что нужно для восполнения силы и каких-нибудь калорий. Необходимый пектин и витамины. А если ещё вспомнить, что в Европе топить дома было особо нечем и на этом в отличии от России сильно экономили, то нужно было как-то ещё и согреваться в зимнюю пору. В европейских бедняцких столовых кормили непременно супом. Существовали даже супные заведения.
Кстати, считается, что именно французы превратили средневековый бедняцкий суп в элитное кушание. Но это не совсем точно, потому что присмотреться к супу французов сподвигла Италия в лице Марии Медичи.
Так что суп всегда был альтернативой для более менее калорийной и здоровой пищи среди бедных слоев населения. Чтобы ноги не протянуть - так сказать. Время идёт, но установка - надо кушать суп, конечно в голове осталась. От наших предков. Но мы все таки не крестьяне и у нас есть возможность расширять свой рацион: кушать мясо, готовить негустые каши, употреблять бульон отдельно от овощей.
Так что суп вы конечно кушайте, но только из-за своего желания, а не по настоянию голоса предков.
А вы часто задумываетесть откуда народные истины? Делитесь в комментариях 👇
#кулинарнаяистория
#вирусныймаркетинг
#партизанскиймаркетинг
#историясупа