Замедление как метод блокировки и наказания, конечно, является действенным. Замедление влияет на удобство пользования. А удобство – один из самых главных критериев, по которым аудитория и предпочитает выбирать платформы.
На данный момент, к сожалению, не все платформы дают большие возможности для авторов полноценно получать большие охваты на хорошо упакованный, интересный и содержательный контент. И вообще подобных платформ не так уж и много. Тоже к сожалению.
Но очень надеюсь, что в перспективе ситуация будет меняться. А в идеале вообще все делать планомерно. То есть если мы замедляем и пессимизируем какие-то платформы, то нужно сразу же давать некие альтернативы авторам. Есть свои большие сложности и в этом, потому что это не государственные площадки, это частные структуры, которые владеют платформами. Тут очень тонкий момент, который я бы заранее, заблаговременно отрегулировал так, чтобы не портить проекты людей, которые вкладывают годы в то, чтобы делать эти проекты популярными. Это вообще заслуживает отдельной темы обсуждения, это можно долго обсуждать, это серьезная сейчас, очень актуальная тема, потому что охваты социальных сетей и мессенджеров в мире растут, и люди чаще предпочитают именно новые медиа. И даже если речь идет о средствах массовой информации, то это тоже все чаще – электронный формат с точки зрения потребления контента. Поэтому здесь я бы, конечно, на месте тех, кто за это ответственен, работал упреждающе, я бы планировал, я бы предусмотрел то, как люди себя ведут, куда они переходят после блокировок тех или иных платформ и как поддерживать хороших авторов.
Поведение аудитории после закрытия площадок. Есть мнение, что после закрытия одной площадки люди сразу переходят в подобную социальную сеть. На мой взгляд, все немного иначе. Доля зрительской аудитории действительно переходит на различные другие платформы, но распределение может идти по самым разным сценариям.
Замены YouTube. Наши отечественные площадки как альтернатива YouTube – потенциально только возможная замена. В реальных условиях, в настоящее время, на своем опыте, скажу, что пока что такой доли трафика, как, допустим, выдает тот же YouTube, для конкретных видов контента, отечественные соцсети давать не способны. Ну, с надеждой на лучшее, конечно. Хочется верить, что наши отечественные площадки будут конкурентоспособными не только в нашей стране, но и в мировых масштабах. И только таким способом, таким путем, если мы пойдем, мы сможем действительно делать такие площадки, которые будут мегапопулярны у нас, являться, так сказать, безоговорочными фаворитами. То есть если мы делаем конкурентоспособный продукт мирового масштаба, то его, конечно же, будут смотреть и наши российские граждане. И смотреть, и читать, и слушать. И еще и гордиться.
Если мы пытаемся ориентироваться на более узкую, на нашу аудиторию, то могут быть сложности. Всегда стремиться нужно к самому лучшему, быть самыми лучшими, быть самыми первыми. Тогда будет получаться. Даже никого не блокируя, можно будет делать так, чтобы зрители предпочитали свои отечественные платформы. Они просто сами будут переходить.
Что касается суверенного интернета, главное где-то не преувеличить, не «пережать», не лишить где-то каких-то определенных возможностей людей. Но в том, чтобы его строить, ничего плохого не вижу. Просто необходимо четко и выверенно действовать и строить свою инфраструктуру. Может быть, придет время, когда эту инфраструктуру можно будет открыть для той или иной страны: дружить, сотрудничать с другими государствами и развивать проекты совместно. Но сейчас такая ситуация, что свой суверенный интернет и платформы иметь надо, где-то, возможно, делать так, чтобы не позволять кому-то проникать и влиять на свое население. Это вполне себе естественно и не так уж и плохо. Потому что в случае с западными платформами, там продвигается в первую очередь их точка зрения, их идеология. Наша блокируется.
Что касается реакции аудитории на различные блокировки. Всегда будет и негатив, и конструктив. И действительно можно понять тех, кого заблокировали, я на самом деле тоже не исключаю, что свой проект я могу потерять на западных платформах. Тут разные есть точки зрения, разные целевые аудитории, и зрительская, и авторская. Авторское сообщество тоже очень важно, его мнение, его реакция.
Что касается замедления, посмотрим, что будет происходить. Надо еще понимать, как это замедление будет идти, что это значит. Сейчас лишь первые «ростки». Дальше, может быть, просто люди будут смотреть не 1080, а 720 или 360. Или в итоге вообще не посмотришь.
Посмотрим, к чему это приведет. И что это значит: замедление, предупреждение, блокировка или что-то еще. Какого качества и действенности процесс. Будут ли подходящие альтернативы, взлетят ли другие платформы, смогут ли технологически все сделать так, чтобы новая аудитория органично переходила к ним. И будут ли их смотреть – тоже хороший вопрос. Или принципиально не будут переходить.
Виктор Байдаков, автор «Открыто о России»