Найти тему
Родина моя

ФЕМИНИЗМ ПО-РУССКИ

СОВРЕМЕННЫХ АДЕПТОВ ДОМОСТРОЯ предсказуемо коробит одно лишь упоминание таких имен, как А. Коллонтай - одной из первых в мире женщин-дипломатов и посла СССР в Швеции (1930-1945), женщины-снайпера Л. Павличенко, убившей 309 гитлеровцев и приглашенной в 1942г. Президентом США Рузвельтом для торжественного приема и выступления перед Конгрессом, летчицы М. Расковой, командовавшей авиаполком в Отечественную, первой женщины-космонавта В. Терешковой, академика Н. Бехтеревой - научного руководителя Института мозга человека. "Разве это не извращение женской природы, не измена своему богоданному призванию!?"- скажут они. Следующим шагом непременно в этом обвинят Советскую власть, давшую женщине слишком много прав и свобод. По мнению борцов с феминизмом, призвание женщины - исключительно быть женой, матерью, желательно многодетной, вести домохозяйство, во всем подчиняясь мужу. Безусловно, есть женщины, достойно справляющиеся с этой ролью.

Но смущает другое. Активные призывы со стороны представителей Церкви и наших госорганов, озабоченных проблемой вымирания коренного населения России, и их апеллирование к традиционным ценностям не лишены лукавства.

Обратимся же к истории нашей православной Руси-России, оставив в стороне Екатерину Великую и прочих императриц, Екатерину Дашкову - первого Председателя Императорской Академии Российской, а также первую женщину-профессора математики С. Ковалевскую. Их имена уходят в эпоху Императорской России, когда через "окно в Европу" она начала испытывать мощное влияние Запада.

Перенесемся во времена древние, когда православная вера определяла все стороны и государственной, и общественной, и личной жизни человека. И тут перед нами во весь рост встанет РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ княгиня Ольга, правившая Киевской Русью в 945-960гг. после гибели мужа Игоря Рюриковича на правах регентши своего единственного сына Святослава. Оцените, всего лишь шесть женщин в истории Церкви прославлены в столь высоком чине! Мало того, что ей была подчинена дружина Игоря, она прославилась и государственной деятельностью, поделив подвластные Киеву земли на административные единицы и установив систему погостов - центров торговли и обмена с упорядоченным сбором податей. Она же начала и каменное градостроительство. И, наконец, первой на Руси приняв святое крещение с именем Елена, она заронила зерна веры в своего внука Владимира - будущего крестителя Руси, тем самым определив на века пути Руси-России.

Теперь вспомним Марфу (Борецкую)-посадницу. Оставшись вдовой и матерью троих детей, она стала лидером боярской оппозиции в Великом Новгороде, ведя переговоры с великим князем Литовским и королем Польши о выходе из зависимости Москвы Ивана III на правах автономии. Как знак поражения в войне с Москвой в 1477-1478гг., вечевой колокол Новгорода был увезен в Москву, но Марфа не была забыта, и имя ее выбито на памятнике "1000-летию России" в Великом Новгороде.

Ну и как нам обойти такую яркую историческую фигуру, как боярыня Феодосия Морозова, - одну из образованнейших женщин Московского царства, знатную родственницу Романовых и ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума?! Тридцати лет оставшись вдовою с малолетним сыном, она всей страстью и мощью натуры противилась церковным реформам патриарха Никона при поддержке царя, принимая в своем доме не только нищих странников и юродивых, но и гонимых властью старообрядцев, что грозило ей царской опалой. При этом надо знать, что все, касаемое церковных дел и веры, в Московском царстве было делом государственной важности. Потому царь Алексей Михайлович использовал все способы, чтобы перетянуть Морозову с ее авторитетом и влиянием на свою сторону, в т.ч. отбирая у нее поместья. И, наконец, в ноябре 1671г. им был отдан приказ заковать ее вместе с сестрой княгиней Евдокией Урусовой - матерью троих детей в кандалы и перевезти сначала в Чудов, а затем в Псково-Печерский монастырь. Сын Феодосии вскоре скончался, имущество было передано в царскую казну, двое братьев сосланы. Жесточайшие пытки не заставили сестер изменить вере, в которой, следует напомнить, вырос преподобный Сергий Радонежский и другие великие русские подвижники веры. Заточенные в земляной тюрьме Боровска и мучимые крысами, сестры были заморены голодом в конце 1675г., а их 14 слуг, также преданных старой вере, были заживо сожжены в срубе. В 1912г. Св. Синод и МВД отказали старообрядцам в просьбе установить часовню на могиле Морозовой и Урусовой. Обе канонизированы Православной Старообрядческой Церковью.

Когда смотришь на такие примеры, возникает совсем иной образ женщины - христианки, в высшей степени мужественный вдохновенный образ правительницы, воительницы, духовного лидера, государственного деятеля и просветителя. И тогда возникает вопрос: "Почему же, в определенной мере, искажая историю, нашему обществу в качестве образца семейного домостроительства и морально-этических норм поведения навязывается исключительно Домострой, получивший распространение во времена Ивана Грозного?" Откуда такое желание сейчас ограничить роль женщины исключительно рождением детей, домохозяйством и посещением церкви, отказывая ей даже в получении образования? И как тут не вспомнить немецкое "киндер, кюхе, кирхе" - дети, кухня, кирха (церковь), от кайзера Вильгельма II перекочевавшее к Гитлеру. Без этого нам никак? При этом, дамы, продвигающие подобные инициативы, вряд ли задумываются об их смыслах и не собираются покидать занятые ими места во властных органах и, тем паче, вдохновлять своим примером женское население нашей страны.

ДРУЗЬЯ, С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЖДУ ВАШИХ ЛАЙКОВ И КОММЕНТАРИЕВ.