"О чем плакала мать мальчика с картины "Тройка". История создания шедевра.
Тройка. Разве не карету или сани, да с бубенцами, да с нарядными парами, мы представляем себе при этом слове? Какая грустная ирония. На картине Перова тоже зима и настоящая метель, только вместо лихих лошадок – трое измученных детей. Со всех сил они тянут в гору огромную бочку воды. И даже не замечают, что сани вот-вот опрокинутся, если бы не подоспевший прохожий, который, навалившись сзади, пытается выправить шаткую конструкцию. Даль тонет во вьюжном тумане, а мороз такой суровый, что расплескавшиеся потоки воды замерзают на боках деревянной бадьи. Ледяной ветер бьет в лицо, это видно по тому, как разметались волосы и одежда.
Первоначальное название произведения– «Ученики-мастеровые». Это те самые дети, отданные «в ученье», «в люди», которые росли в чужой семье и работали за обещание научить «делу». Но чаще хозяева просто использовали их на износ, как дешевую силу. Сюжет этого полотна Перов подсмотрел в жизни. Однажды на его глазах трое подростков не смогли удержать санки, на которых везли воду, та опрокинулась и превратила улицу в сплошную ледяную горку. Закоченевшими руками ребята возвратили ее на место и снова направились к проруби.
В реальной жизни нашел художник и героев картины, он рисовал их с натуры, причем жизнь и здесь показала свою горькую иронию. Об этом Перов поведал в рассказе «Тетушка Марья». Однажды в поисках «лица» он наткнулся на старушку с мальчиком. Женщина оказалась крестьянкой из Рязанской губернии, которая с сыном Васенькой шла на поклонение преподобному святому Сергию Радонежскому и московским чудотворцам. Живописец увидел в мальчике идеальную модель и предложил семье деньги, чтобы он позировал для картины. После уговоров, мать согласилась. В мастерской мальчик сидел, а старушка рассказывала о своей жизни, о страшном голоде и о болезнях, о том, как схоронила маленьких детей и своего мужа и осталась с одной радостью – сынком Васенькой. Из ее истории можно было заметить, что она не такая старая, как могло показаться с первого взгляда, но тяжелая жизнь и горе состарили ее раньше времени.
Прошло несколько лет, и однажды крестьянка вновь появилась у Перова. Слезы потушили ее ласковые глазки — ее милый Васенька умер от оспы. Она пришла в Москву, собрав в узелок все свои нехитрые свои сбережения, чтобы купить картину с изображением своего умершего ребенка. Но это было невозможно, та была уже давно продана. Но увидеть ее она может – сказал живописец. Перов отвел её к «Тройке», которая теперь принадлежала Третьякову. Войдя в комнату, несчастная стремительно подошла к той картине, где действительно был изображен ее сын, ее милый Вася и упала на колени. Мать молилась перед картиной, вспоминая свое незабвенное дитя.
Перов пообещал ей написать портрет сына и через год сдержал слово. Через несколько месяцев из деревни пришло письмо, что образ Васеньки повесила она к иконам и молит Бога о его упокоении и о здравии своего благодетеля.
Интересно, что на эскизах, по первоначальному замыслу, фигуры людей были изображены с беспощадным реализмом. Перов хотел подчеркнуть в героях признаки уродства и крайнего истощения. Он стремился показать жизнь детей, нищих крестьян и горожан, уделом которых были холод, голод и непосильный труд, а также вызвать у зрителей чувство жалости. Но позже автор отказался от этой идеи и придал детским лицам миловидные черты и выражение безысходности, что сделало их образы поэтически-одухотворенными. Потому что в русской культуре особый смысл имеет не только тройка, но и Троица.
Мастерская портретов специализируется на создании портретов по фото и копий картин маслом, подробнее о наших услугах вы можете узнать на нашем сайте https://mportret.ru или позвонив по телефону 8(800) 350-90-21 (Бесплатно по России)