Минобороны РФ сообщило о восстановлении более 450 км путей и 12 мостов воинами-железнодорожниками группировки войск «Центр». Наряду с ремонтными работами военнослужащие занимаются инженерной разведкой, разминированием, сопровождением эшелонов с военной техникой, ГСМ и боеприпасами. Важную роль в такой работе играют экипажи бронепоездов, которые могут выдержать подрыв взрывного устройства и при необходимости принять бой с диверсантами. По мнению экспертов, труд железнодорожных войск очень востребован в зоне СВО.
Воины-железнодорожники группировки войск «Центр» восстановили более 450 км путей и 12 малых и средних мостов. Об этом сообщает пресс-служба Минобороны РФ в День профессионального праздника железнодорожных войск.
«Военнослужащие железнодорожных войск в условиях постоянного риска для жизни выполняют задачи по технической разведке и восстановлению порученных железнодорожных участков, сопровождению воинских эшелонов и транспортов», — говорится на сайте военного ведомства России.
Также в задачи железнодорожников в зоне СВО входят эвакуация и передислокация военной техники, инженерная разведка и разминирование, такелажные работы, контроль и удержание территории в составе стрелковых рот.
«В ходе работ военнослужащие инженерно-сапёрных подразделений, используя новейшие миноискатели «Коршун» и беспилотные летательные аппараты, проводят инженерную разведку участков восстанавливаемого железнодорожного полотна. Инженерная разведка осуществляется на наличие взрывоопасных устройств и неразорвавшихся боеприпасов, в случае обнаружения которых производится их уничтожение на специальном полигоне или на месте», — отметили в Минобороны РФ.
После ликвидации взрывных устройств железнодорожники подготавливают пути для прокладки рельсошпальной решётки, выполняют работы по выправке и балансировке железнодорожных магистралей, устанавливают тупиковые упоры и восстанавливают стрелочные переводы.
Военная логистика
Как заявил в беседе с RT военный обозреватель Александр Зимовский, важнейшей обязанностью железнодорожников является планирование перевозок по стальным магистралям и обеспечение их безопасности.
«Железная дорога имеет ключевое значение в военной логистике. По ней идут эшелоны с танками, бронетехникой, артиллерией, снарядами, горюче-смазочными материалами (ГСМ). По железной дороге на оборонные заводы доставляется техника, подлежащая капитальному ремонту. Поэтому враг стремится нарушить нормальное железнодорожное сообщение, устраивая всевозможные диверсии», — рассказал Зимовский.
По его словам, самыми распространёнными диверсиями являются повреждения железнодорожного полотна и вывод из строя других элементов железнодорожной инфраструктуры. В связи с этим воины-железнодорожники уделяют повышенное внимание инженерной разведке и разминированию.
«Железнодорожные войска отвечают непосредственно за безопасность железнодорожной инфраструктуры. Но в антидиверсионной борьбе им помогают подразделения Росгвардии и военной полиции, в задачи которых входит как раз пресечение деятельности диверсантов до того, как они смогли заложить взрывчатку или совершить иное преступление», — пояснил Зимовский.
Работа воинов-железнодорожников сопряжена с серьёзным риском для жизни. По информации Минобороны РФ, формирования железнодорожных войск подвергаются обстрелам ВСУ, в том числе с применением беспилотников. Для самообороны используют средства ПВО, радиоэлектронной борьбы и даже гладкоствольные ружья.
Отметим, что последнее время в российской армии ширится применение дробовиков 12-го калибра — «Сайга», «Вепрь», МР-153 и МР-155 — как антидроновых средств. Подготовленные военнослужащие способны сбивать малоразмерные беспилотники на дальностях в десятки метров.
«Безопасность личного состава в ходе работ осуществляют расчёты противодействия беспилотным летательным аппаратам, на вооружении которых имеются гладкоствольные и противодроновые ружья, а также расчёт радиоэлектронной борьбы (РЭБ) со специальными средствами постановки электромагнитных помех», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Специализированным транспортным средством воинов-железнодорожников является бронепоезд. Группировка войск «Центр» оснащена составом под названием «Енисей». За время СВО он сопроводил более 200 воинских эшелонов и около 100 воинских транспортов с боеприпасами, военной техникой и ГСМ.
Также «Енисей» используется для перевозки десанта и выполнения боевых задач. В арсенал бронепоезда входят боевая машина пехоты БМП-2 с 30-мм пушкой, крупнокалиберные спаренные зенитные установки ЗУ-23-2, станковые пулемёты НСВ «Утёс» и 82-мм миномёты.
«Поезд имеет бронированное покрытие, на платформах размещены вооружение, техника и огневые средства, укрытия для ведения огня и отражения нападения противника. Поезд оснащён новейшей техникой и предназначен для технической разведки, разминирования, а также восстановления железнодорожного пути и малых искусственных сооружений с незначительными разрушениями», — сообщают в Минобороны РФ.
Аналогичные задачи выполняет и спецпоезд войск Западного военного округа (ЗВО). По данным Минобороны РФ, в голове и хвосте состава расположены бронекапсулы, вагоны защищены стальными листами толщиной 10—20 мм, а внутри находятся мешки с песком.
Экипаж бронепоезда способен поражать низколетящие воздушные цели на дальности до 1,5 км, укреплённые позиции и наземную легкобронированную технику врага на дистанции до 2,5 км. Комплекс вооружения данного спецтранспорта позволяет воинам-железнодорожникам «действовать даже в самых сложных условиях».
«Это настоящий бронепоезд, вооружённый, как говорится, до зубов. У личного состава поезда — стрелковое оружие, начиная от автомата и заканчивая крупнокалиберным пулемётом, на вооружении также имеется зенитная установка для уничтожения воздушных и наземных целей. Спаренная 23-мм пушка на поезде — главный калибр. Также имеются позиции снайпера», — заявили ранее в Минобороны России.
Бронепоезд первым встречает противника при сопровождении военных эшелонов. Например, если врагу удалось подорвать боеприпас на путях, то он принимает удар осколков и взрывной волны. После этого военнослужащие в короткие сроки восстанавливают повреждённый участок.
«Платформа прикрытия идёт самая первая. Основная её задача — при срабатывании взрывных устройств брать удар на себя. На ней находятся материалы верхнего строения путей, которые нам позволяют в кратчайшие сроки восстановить разрушенные участки, если такие у нас будут попадаться», — сообщил ранее журналистам начальник специального поезда ЗВО.
В статье начальника Главного управления железнодорожных войск генерал-лейтенанта Олега Косенкова в «Красной звезде» сообщается, что воины-железнодорожники выполняют задачи с самого начала СВО.
Так, личный состав сводного подразделения 39-й отдельной железнодорожной бригады Южного военного округа обеспечил техническую возможность возобновления поставок днепровской воды в Крым. В частности, военнослужащие расчистили русло Северо-Крымского канала от загрязнённого песка, мусора и мелколесья и отремонтировали гидротехнические сооружения на участке канала от Херсона до Армянска в Крыму.
К выполнению этой задачи были привлечены более 190 человек личного состава, задействовали свыше 70 единиц техники. Дамба, перекрывающая водоток и поступление воды на полуостров Крым из реки Днепр, была демонтирована с помощью взрыва…. Для регулирования водотока на гидротехнических сооружениях канала произведены выемка, ремонт, установка и перекладка 16 заслонок. Все работы были завершены в установленный срок, и вода снова потекла на Крымский полуостров», — написал Косенков.
Военачальник отметил высокий профессионализм и мужество воинов-железнодорожников. По его словам, сегодня железнодорожные войска «находятся на новом витке развития и совершенствования».
«Проводившаяся в течение последних лет работа по техническому перевооружению, созданию и внедрению новых машин и механизмов, перспективных технологий позволила более чем в два раза повысить энерговооружённость ж/д войск», — подчеркнул Косенков.
Потенциал боевого применения
Как заявил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, на железнодорожные войска возложена важная и ответственная работа, позволяющая своевременно снабжать войска боеприпасами, ГСМ и военной техникой.
«СВО показывает, насколько усложнилась военная логистика. Снабжение фронта осуществляется через так называемые распределённые логистические сети. Однако железная дорога не утратила своего первостепенного значения. Без перевозок по ней нереально провести крупную наступательную и оборонительную операцию», — сказал Корнев.
В связи с этим, как полагает эксперт, роль железной дороги и железнодорожных войск будет только возрастать. Воины-железнодорожники будут строить больше стальных магистралей и получат широкую номенклатуру вооружения по их охране и защите.
«Боевые действия на Украине продемонстрировали, что бронепоезда и диверсии на железной дороге — это не анахронизмы прошлых войн. Поэтому железнодорожные войска продолжат получать новые спецсредства для инженерной разведки, различных антидиверсионных мероприятий и нанесения ударов по противнику», — заявил Корнев.
Такого же взгляда на перспективы развития ж/д войск придерживается Александр Зимовский. Эксперт обратил внимание на то, что с началом СВО сфера деятельности воинов-железнодорожников существенно расширилась. Такая тенденция сохранится и в ближайшие годы, полагает аналитик.
«Большим событием в жизни нашей армии стало строительство железнодорожной линии через новые территории в Крым. Она имеет огромное значение для снабжения группировок ВС РФ, задействованных в СВО и развёрнутых на полуострове. Все работы планируется завершить до конца 2024 года, но линия функционировала уже в 2023 году. Перевозки по ней позволили оснастить всем необходимым так называемую линию Суровикина и сорвать в итоге прошлогоднее контрнаступление ВСУ», — отметил Зимовский.
По словам эксперта, более разветвлённые железнодорожные сети предоставляют новые боевые возможности российской армии. Как предполагает аналитик, стальные магистрали могут использоваться для запуска ракет меньшей и средней дальности, а также применения различных типов зенитной ракетной техники. Однако для этого российская оборонная промышленность должна провести соответствующие опытно-конструкторские работы, говорит Зимовский.
«Не стоит забывать, что у железной дороги ещё и огромный потенциал в плане применения ракетного вооружения. Тем более у нас есть опыт эксплуатации БЖРК (специальных железнодорожных составов с межконтинентальными баллистическими ракетами. — RT). Конечно, тематика всего, что связано с железной дорогой, очень закрытая. Но, я думаю, мы обязательно удивим противника появлением различных ракетных комплексов на железнодорожных платформах», — резюмировал Зимовский.