Что вы представляете себе, когда слышите слово «кошатник»? Квартиру, в которой проживает два десятка котофеев? Престарелого хозяина этой квартиры? Сходку сообщества Cat_cat? Между тем, полтора века назад кошатником называли представителя хоть и не слишком почтенной, но весьма распространённой тогда профессии. И я готов поспорить, что вы не хотите увидеть кошатника за работой. Владимир Даль в своём «Толковом словаре» даёт убийственно точное определение кошатников, а также кошкарей, кошкадавов и кошкадёров - «Разъезжающие по деревням торгаши, меняющие мелочный товар на кошек, для колотковых мехов. Выменяв кошку, и убив её тут же о колесо, приговаривают: не я бью, хозяйка бьёт!». Классику лексикографии вторит составитель «Словаря вятского говора» Николай Васнецов (родной брат художников Виктора и Аполинария Васнецовых). Кошатник, кошешник, кошкодёр – «Торгующий деревянной столовой посудой, меняя её на кошек, на кошачьи шкуры. Ездят большей честью зимою. Если кошатник получает живую кошку, он тут же её и убивает; шкуру сдирает, а мясо бросает потом». И тут же добавляет: «Кошкодёр – бранное слово, обозначающего человека безжалостного, не имеющего сострадания».
Итак, кошатник в России XIX столетия – это вовсе не заводчик няшных мурлык, а хладнокровный убийца, добывающий на просторах империи мех ценного промыслового зверя – кошки домашней обыкновенной. Наделав самого немудрящего товара на обмен – деревянных ложек, плошек и прочей копеечной утвари, нужной в любой крестьянской избе, он едет за добычей. Крестьяне, тяготящиеся обществом кота, или незнающие, куда девать принесённый Муркой приплод, охотно уступают ему питомцев. Кошка зверь не именитый, чай не соболь, обмен идёт по схеме «кошки на ложки». Прежде чем совершить своё чёрное дело кошатник произносит магическую формулу, «переводит стрелки», мол, не я виноват в твоей погибели, котофей, а предавшие тебя хозяева. Считалось, что на том свете, кошка будет первой встречать усопшего, и, если что худое о нём припомнит, может ему глаза выцарапать. Вот и пытается кошатник обмануть свою жертву, желая воочию узреть царствие небесное. В чём же профит такого промысла? Кошатником руководит исключительно шкурный интерес. Меха кошек и собак, отделанные под лисицу, хорька или кролика, издревле и до конца ХХ века шли на шапки и воротники. Правда сам кошатник нипочём не скажет покупателю, чей это мех, оно и понятно, каждому хочется нарядиться если не в мексиканского тушкана, то хотя бы в шанхайского барса. Вот и появлялись в продаже загадочные меха колотковые (кошачьи), и сторожковые (собачьи). Название «колотковый» происходит от метода забоя зверя колотком – коротким, сильным ударом головой о телегу, а «сторожковый» по определению собаки, как сторожа.
Мог быть у злополучной кошачьей шкурки и весьма экзотический, по нынешним меркам, способ применения. Из кошачьей кожи выделывали поясные кошельки для мелких монет, которые в простонародье назывались «кошками». Исследователь темы домашних животных и отношения к ним, Владимир Коршунков, приводит в качестве примера протокол следствия проводившегося в 1790 г. в Сарапульской округе Вятского наместничества. У подозревавшегося в связях с орудовавшей в тех местах разбойничьей шайкой крестьянина Хворова, при обыске были изъяты: «три кошки кошелями сшитые, и собачья кожа, кошелём же сшитая» в которых тут же опознали краденые кошельки. Сколь бы не казалось сегодня диким всё изложенное выше, но наши предки смотрели на промысел кошатников, как на что-то совершенно естественное. Служивший в 1860 - х гг. на Нытвенском заводе (в Пермской губернии) священник на заданный ему вопрос, считать ли грехом убийство кошки или обмен её у кошатника на посуду, отвечал, что грехом является употребление кошачьего мяса в пищу, а на убийство кошек в Священном Писании запрета нет. И вообще, всё создано Богом на потребу человека, потому животноводство и охота – не грех. «Чтобы на прокудливую кошку выменять чашку, нужную в домашнем быту. В том греха никакого нет». Общественность возмущалась лишь тогда, когда кошатник занимался своим промыслом прямо посреди села, обдирая кота на глазах сельских ребятишек, или если, работая, кошатник проявлял чрезмерную жестокость. В 1902 г. публицист В.В. Розанов, узнав, что когда кошатнику нужно долго сохранять свою добычу живой, он, чтобы кошка не сбежала, калечит её, разразился гневной статьёй «О сострадании к животным». Розанов требовал: «практически привести в жизнь какие ни будь меры менее варварского умерщвления кошек», считая при этом что: «очевидно, промысел уничтожить нельзя… Нужно уничтожить лишь варварство, длительность страданий». Посматривали на кошатников искоса и простые селяне, но по своим, весьма причудливым причинам. Во-первых: из суеверий: считалось, что кошка – богоугодное животное, когда-то помогла Ною при потопе. Опять же на том свете, если придётся в рай по голой скале лезть, то праведнику кошка свои когти одолжит. Во-вторых: из чисто практических опасений. Из соображений экономии, кошатники могут кошек попросту красть, приманить и убить, не спросив хозяина, а от кражи кота, до увода со двора скотины – один шаг. В глазах крестьян кошатник мог быть потенциальным конокрадом, потому битьё кошек считалось «последним делом». Давно минули те времена. Вольготно, не дрожа за свою шкуру, проживают нынче представители семейства кошачьих на Руси. Во славу котикам и интернет придуман. Представитель хоть и не слишком почтенной, но весьма распространённой в прежние годы профессии – кошатник, со своей телегой, докатился до нас, разве что по страницам классической литературы: У Лескова в рассказе «Юдоль»: «Они покупают кошек, и тут же их убивают о колёсную шину телеги или о головашку саней. Цена кошки чёрной и серой – гривна, а пёстрой – пятак меди». У Бунина в повести «Деревня»: «Тянутся, бывало, в телеге с рундуком посерёдке и заунывно орут: - Ба-абы, това-ару! Ба-абы, това-ару! Товар – зеркальца, мыльца, перстни, нитки, платки, иголки – в рундуке. А в телеге всё что добыто в обмен на товар: дохлые кошки, яйца, холсты, тряпки…» Да ещё в написанном безвестным школяром стишке – подражании античным авторам: Отрок, поймавши кота, терзает животное зА-хвост. Васька, от боли озлясь, голосом страшным орёт. Отрок, беднягу оставь! – иное его ожидает: Шкуру кошатник сдерёт, а мясо пойдёт в колбасу.
В качестве иллюстрации: "кошка сшитая кошелём" - сумка из кошки изготовленная новозеландкой Клэр Хоббс наделавшая много шума в 2016 г., после того, как создатель выставила её на аукцион.
Автор: Сергей Березин Источники: Коршунков В.А. Анима. Отношения к домашним животным в России. Исторические очерки., М.: 2022 Коршунков В.А. Ветроум. Странное, страшное, смешное в повседневной жизни русской провинции XVIII – начала ХХ века., М.: 2021 Коршунков В.А. Ледов С.М. Промысловые животные. Добыча и обработка кошачьего меха в России XIX – начала ХХ века // Вестник Пермского университета 2023 №4(63)