С точки зрения начала 21-го века все выглядит довольно мрачно. Смертельный коктейль кризисов поглощает людей планеты Земля и все другие формы биотической жизни, которые ее разделяют: геополитический кризис, экономический кризис и усугубляющийся экологический кризис из-за глобального потепления, которое проистекает из политико-экономической системы, требующей ископаемого топлива для питания своей техноструктуры.
Культура, имеющая симбиотические отношения с материальными условиями, отражает многие из этих кризисов в художественной литературе и искусстве. 2000-е и 2010-е годы были переполнены апокалиптическими образами будущего, опустошенного войной, тоталитаризмом, неконтролируемыми технологиями вооружения, смертоносными вирусами, зомби и экологическим коллапсом. Не то чтобы такие повествования были ненужными. В лучшем случае они могут послужить звонком для тех, кто попал в ловушку мифа о том, что мы достигли «конца истории» с падением Берлинской стены и триумфом капитализма в планетарном масштабе. Но если они останутся основным видением потенциального будущего нашей глобализированной культуры, они могут в конечном итоге воспроизводить всепроникающий цинизм и отчаяние, из-за которых все кризисы кажутся неизбежными. Вот почему соларпанк имеет ценность.
Solarpunk — это восстание надежды против отчаяния
Solarpunk — это восстание против структурного пессимизма в наших поздних представлениях о том, каким будет будущее. Не сказать, что он заменяет пессимизм оптимизмом, но с осторожной надеждой и смелостью вычленяет позитивный потенциал в плохих ситуациях. Надежда на то, что, возможно, основания апокалипсиса (откровения) могут также содержать семена чего-то лучшего; чего-то более экологичного, освободительного, равноправного и яркого, чем то, что было раньше, если мы будем усердно работать над выращиванием этих семян.
Любой тур по гик-частям Интернета откроет вам ассортимент различных традиций, заканчивающихся на суффикс «панк»: стимпанк, дизельпанк, клокпанк, биопанк, киберпанк, посткиберпанк и так далее. Все многочисленные движения панк-научной фантастики представляют, как все могло бы обернуться, если бы общество и технологии пошли по другому пути. В то время как стимпанк представляет прошлое, которое могло бы быть, основанное на технологиях викторианской эпохи, соларпанк представляет будущее, которое могло бы быть, основанное на технологиях современной эпохи. Он предвосхищает тип альтернативной истории научной фантастики, которую люди будущего могли бы написать о нас, если бы дела пошли ужасно. Но это не просто новый поджанр научной фантастики или фэнтези, это также практическое видение (возможно) воплощения вещей, которые он воображает, в реальность.
Вы можете спросить, что именно подразумевается под «панком» в том, что циник может увидеть как внебрачное дитя хиппи и футуристов. В конце концов, разве панк не призван обозначать гнев и ярость на «систему», а также черную кожу и колючие волосы? Панк — это скорее этос, чем определенный набор означающих, подразумевающий восстание против доминирующей парадигмы и всего репрессивного в ней и ее отрицание. Так что в этом смысле, в мире, разрываемом на части планетарной системой, основанной на алчности, жажде власти и экоциде, соларпанк может оказаться самым «панковским» движением из всех.
Solarpunk — это эко-спекуляция, как в вымысле, так и в реальности
Solarpunk — это (в основном) эстетико-культурная и (иногда) этико-политическая тенденция, которая пытается отрицать доминирующую идею, которая охватывает массовое сознание: что будущее должно быть мрачным или, по крайней мере, мрачным для массы людей и нечеловеческих форм жизни на планете. Рассматривая тысячелетний разрыв между человеческим обществом и природным миром, он устанавливает в качестве своей этической основы необходимость исправления этого разрыва, преобразования нашего отношения к планете путем преодоления тех социальных структур, которые ведут к системному экоциду.
Он многое черпает из философии социальной экологии, которая также фокусируется на исправлении этого разрыва путем реструктуризации общества, чтобы оно функционировало больше как экология: неиерархично, кооперативно, разнообразно и стремясь к равновесию.
Видение Solarpunk — это экологическое общество за пределами войны, господства и искусственного дефицита; где все работает на зеленой энергии, а культура иерархии и исключения была заменена культурой, основанной на радикальной инклюзивности, единстве в разнообразии, свободном сотрудничестве, демократии участия и личной самореализации.
Это был бы мир децентрализованных экогородов, 3D-печати, вертикальных ферм, окон из солнечного стекла, диких или изобретательных форм одежды и дизайна и яркой космополитической эстетики; где технологии больше не используются для эксплуатации природного мира, а для автоматизации ненужного человеческого труда и для восстановления ущерба, уже нанесенного нефтяным веком. Соларпанк стремится к обществам поликультурного этнического разнообразия и гендерного освобождения, где каждый человек может реализовать себя в общественной среде свободного экспериментирования и общественной заботы; и движимый преобладающим этосом сострадательного рационализма, где наука и разум не рассматриваются как противоречащие воображению и духовности, а как концепции, которые выявляют лучшее друг в друге.
Он пытается привнести такие ценности в настоящее, предвосхищая мир, который будет создан, посредством научно-фантастической и фэнтезийной литературы, искусства, моды, кинопроизводства, музыки, игр и набора идей, которые формируют политический, экономический и экологический активизм.
Истории соларпанка, скорее всего, будут включать персонажей из (в настоящее время) угнетенных или маргинализированных групп, живущих более свободно, равноправно и инклюзивно, чем они могут сейчас; исследуя экзотический мир модификации тела, гендерных и сексуальных открытий, новых форм технологий — и решая конфликты из остатков старого мира, а также уникальные проблемы, которые обязательно возникнут в совершенно иной социальной среде. Искусство соларпанка движимо смесью мультимедийных технологий и более традиционных ремесел, смешивая такие разнородные вещи, как аниме, ар-нуво, афрофутуризм, дизайн коренных американцев и эдвардианскую моду, в рагу художественного перекрестного опыления. И все вышеперечисленное пытается взять существующие аспекты нашего текущего мира и перепрофилировать их во что-то более освободительное, специализируясь на переосмыслении, стилизации и переосмыслении существующих персонажей, стилей и тенденций в совершенно ином контексте. Смешивая разнообразные эстетические стили нескольких различных культур, соларпанк порождает празднование гибридности, оставаясь при этом чувствительным к проблемам культурного присвоения — «взятия» вместо «участия» — у подчиненных культур доминирующими культурами.
Solarpunk — позитивное выражение лучшего мира
Не желая принимать диктат завтрашнего дня, управляемого авторитарными государствами, хищными корпорациями и разграбленной биосферой, solarpunk — это эко-футуристическое движение, которое пытается придумать выход из катастрофы, представляя будущее, в котором большинство людей действительно хотели бы жить, а не то, которого нам следует избегать; будущее, характеризующееся примирением человечества и природы, где технологии используются для человеко- и экоцентрических целей, и где общество, движимое иерархией и конкуренцией, уступило место обществу, организованному на основе свободы, равенства и сотрудничества. Его цель — служить убедительным контрнарративом материальным и идейным условиям, которые держат нас в ловушке авторитарного и экоцидного мира, где, как выразилась Маргарет Тэтчер, «нет альтернативы».
Прямо сейчас уже существуют кусочки и части именно такой альтернативы, если бы только их потенциал был раскрыт. Рабочие кооперативы, самодостаточные эко-сообщества, напрямую-демократические народные собрания, добровольные федерации малых государств, сети взаимопомощи, общинные земельные трасты; все это могло бы сформировать, если бы оно использовало, совершенно иной тип политико-экономической структуры, нежели та, которую продвигает неолиберальная глобализация. Аналогичным образом, такие технологии, как солнечная, ветровая и волновая энергия, 3D-печать, вертикальное фермерство, микропроизводство, бесплатное программное обеспечение, оборудование с открытым исходным кодом и роботизированная техника, которая может автоматизировать человеческий труд, служат для иллюстрации возможностей экологической и децентрализованной техноструктуры, где средства производства находятся под контролем народа, а не используются для увеличения прибыли и власти правящей элиты.
В политике соларпанк принадлежит к более широкой традиции децентрализованных левых, связанной с такими мыслителями и активистами, как Питер Кропоткин, Уильям Моррис, Эмма Голдман, Льюис Мамфорд, Пол Гудман, Э. Ф. Шумахер и Мюррей Букчин. Он отвергает ложный выбор между Сциллой рыночного капитализма и Харибдой государственного социализма, между суровым индивидуализмом и удушающим коллективизмом, вместо этого выбирая общество, которое примиряет здоровую индивидуальность с общественной солидарностью.
Соларпанковское государство заменит централизованные формы государственного управления децентрализованными конфедерациями самоуправляющихся сообществ, каждое из которых будет управлять собой посредством множества форм прямой и партисипативной демократии, с бесчисленными видами горизонтально структурированных добровольных объединений, занимающихся судебными, экологическими и общественными вопросами способами, которые стремятся максимизировать как личную автономию, так и социальную солидарность.
Соларпанковская «экономика общего пользования» откажется как от корпораций, стремящихся к наживе, так и от государственного централизованного планирования в пользу кооперативов, управляемых рабочими, сетей коллективного обмена, ресурсов общего пула и контроля инвестиций со стороны местных сообществ. Цель экономики будет переориентирована с производства для обмена и промышленного «роста» на производство для использования и повышения биопсихосоциального благополучия людей и планеты. Производство будет перемещено как можно ближе к точке потребления, а долгосрочной целью станет относительная самодостаточность в товарах и производстве. Децентрализованные формы экотехнологий будут использоваться для того, чтобы сделать работу более интерактивной и приятной — «ремесленнизация» самого производственного процесса — а также автоматизация скучных, грязных и опасных форм работы везде, где это возможно. После реализации соответствующей степени постдефицита, локальной самодостаточности и автоматизации труда, может быть даже целесообразно отменить деньги как ненужную помеху в распределении ресурсов.
Культура соларпанка будет стремиться к растворению любой формы социальной иерархии и господства — будь то основанной на классе, расе, поле, сексуальности, способностях или виде — рассеивая власть, которой некоторые люди или группы обладают над другими, и таким образом увеличивая совокупную свободу всех; наделяя полномочиями бесправных и включая исключенных. Она коренится в наследии таких освободительных движений, как антиавторитарный социализм, феминизм, расовая справедливость, квир- и транс-освобождение, борьба за права инвалидов, освобождение животных и проекты цифровой свободы.
Solarpunk — это практический утопизм
Как видите, альтернативы были всегда, общепринятое мнение просто отвергает их как «утопические». Но разве утопизм действительно так плох? С одной стороны, да. Само слово, придуманное Томасом Мором, — это латинская игра слов, которая означает как «не место» (ou-topia), так и «хорошее место» (eu-topia); подразумевая место настолько хорошее, что оно не может существовать. До и после Мора были попытки утопических мечтателей создать идеальные миры, в которых не существовало реальных проблем, такие проекты также имели тенденцию быть тоталитарными и централизованно планируемыми обществами с небольшой личной свободой.
Однако были также попытки создать будущие общества, которые не были безупречными сценариями «конца истории», но пытались устранить структурные условия, которые ограничивали личную автономию и навязывали неравенство людям. Такие утопические визионеры смешивали дух оптимизма с отношением практичности, причем одно смягчало другое. Именно из этой последней традиции соларпанк пытается черпать свои реплики. Так что он не утопичен в негативном смысле, как желание спроектировать «идеальный» мир без каких-либо проблем — утопию (no-place) — но он утопичен в воображении лучшего мира, который вдохновит людей создать его в реальности — эутопию (good-place).
Он рассматривает утопию как постоянный процесс приближения к идеалу, а не достижение света в конце туннеля. Solarpunk признает, что наша утопия социального освобождения и экологического управления никогда не будет достигнута на 100%, но если мы хотя бы будем помнить об этом видении, направляя наши усилия на то, чтобы сделать мир немного лучше везде, где это возможно, то, по крайней мере, каждый наш шаг к достижению этой утопии будет шагом в правильном направлении. Это будет прогресс, а для тех, на кого он оказывает положительное влияние, — освобождение.
Как однажды сказал Оскар Уайльд: «Карта мира, на которой нет Утопии, не стоит даже взгляда, потому что она не включает в себя единственную страну, в которой человечество всегда приземляется. И когда человечество приземляется там, оно смотрит и, увидев лучшую страну, отправляется в плавание. Прогресс — это реализация утопий».