Контрактник Виктор (имя изменено), сейчас служит в зоне СВО по контракту с Минобороны РФ, ранее бывал на Донбассе в составе добровольческих формирований в рамках контртеррористической операции, состоял в составе ЧВК «Вагнер». У него было множество возможностей вернуться к мирной жизни по истечении срока контракта, однако военнослужащий намерен продолжить свое участие в боевых действиях.
В интервью журналистам портала 72.RU он рассказал, как терял товарищей, получал ранения и чуть не погиб, раскрыл причины, которыми руководствуется каждый раз, отправляясь из отпуска обратно к линии боевого соприкосновения и как справляется с психологическими проблемами.
Виктору 38 лет, он имеет высшее образование и владеет несколькими иностранными языками. Женат, воспитывает сына. До того как отправился в зону боевых действий на Украине, работал прорабом в строительной фирме. Не терпит ложь, бегает по утрам и любит много читать.
На вопрос о причинах его первоначального отправления в зону боевых действий на Украине, Виктор признался, что «просто хотел быть полезным, хотел помочь, ведь там много друзей и знакомых». При этом мужчина отметил, что в тех условиях люди не меняются сильно вопреки распространенному мнению, просто у них усиливаются их качества: «жесткий человек становится более жестким и далее по списку».
По поводу посттравматических стрессовых расстройств у участников СВО, вернувшихся к мирной жизни, некоторые даже нуждаются в помощи психологов, Виктор прокомментировал, что многим необходимо, просто - выговориться.
— Знаю по себе, если начинает накрывать, нужно выговориться. Только не надо вываливать это на близких. Во-первых, не поймут, во-вторых, ни к чему им знать всё это. Обратитесь к психологу — они отлично умеют слушать. Помните — алкоголь в этом вопросе совсем не друг. Найдите занятие — чтение, например. Праздность и безделье вкладывают в голову ненужные мысли. Проводите время с семьей — это ваш тыл и опора, не отгораживайтесь от близких. Вы нуждаетесь в них так же, как и они в вас. Не надо думать, что если вы ходите к психологу, то вас в ПНД (психоневрологический диспансер) на учет поставят. Если всё носить в себе, рано или поздно резьбу сорвет, отсюда и агрессия, - проинформировал опытный военнослужащий.
По вопросу ситуации, когда произошел в 2023 году так называемый «Марш справедливости», организованный Евгением Пригожиным, Виктор заметил, что он в этот время был в госпитале на лечении после ранения. Поэтому подробностей происходящего не знал, впрочем, как и сами бойцы ЧВК «Вагнер», которые участвовали в этом.
Впоследствии он, как и многие его сослуживцы по ЧВК «Вагнер», заключили контракт с Минобороны РФ. По словам Виктора, бойцы в основном кооперируются с теми, с кем уже служили, отправляются в одно боевое подразделение. Многие выбирают добровольческие отряды, кто-то заключают контракты с оборонным ведомством. На вопрос о том, как происходит сейчас снаряжение бойцов, Виктор ответил, что у него всё - своё. Как в прочем и с момента, когда служил в ЧВК «Вагнер».
— Снаряга у меня по-прежнему своя. Всё куплено на свои деньги. Глупо пытаться экономить на своей шкуре. Если разбираться детально, на примере бронежилета, то сам броник, естественно, выдается. Но всё «навесное», такое, как напашник (предназначен для защиты паховой зоны от попадания осколков, пуль), защита для шеи, плеч, естественно, в комплектацию не входит. А кроме сердца и легких есть еще много мест, которые хотелось бы защитить. Конечно же, не стоит забывать и о специфике: — штурм и арта — две большие разницы, и, соответственно, и снаряга будет отличаться, - отметил опытный военнослужащий.
Виктор ответил на вопрос журналиста по поводу существования ритуалов среди военнослужащих, чтобы вернуться здоровым из зоны боевых действий.
— У всех есть какие-то свои ритуалы, обряды даже, если хотите. Я лично брею голову наголо перед командировкой, помимо некоего сакрального смысла еще и банальная гигиена. Что помогло выжить? Я и сам часто задаю себе этот вопрос. Можно много и долго об этом рассуждать и находить много ответов, и каждый, наверное, не будет лишен смысла. Удача пока на моей стороне, и есть еще много планов, где без меня будет не то, - отметил военный.
По поводу того, как относится к его деятельности супруга, Виктор отметил, что она конечно же против этого. Однако после тяжелого разговора, вынуждена была принять его решение. На вопрос о том, каким военнослужащий видит своё будущее, мужчина ответил:
— Говорят, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но мы все надеемся на лучшее и в меру своих возможностей приближаем светлое будущее, - заключил участник СВО на Украине.