Дошкольный возраст.
Дошкольное детство является периодом первоначального формирования личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов (по А.Н. Леонтьеву). Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов.
Теперь ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не слишком привлекательна для него, ради чего-нибудь другого. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться еще до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.
Закономерности развития самосознания ребенка в дошкольном детстве:
- появление оценки сравнивания себя с другими сверстниками;
- переход от самооценки внешнего вида и поведения к оценке своих личностных свойств, взаимоотно шений с окружающими людьми, своего настроения; развитие способности осознать свое социальное «Я». свое положение в социальном мире;
- усвоение моральных оценок, учет с этой точки зре ния последовательности своих поступков, предвосхи щение результата и оценки со стороны взрослого;
- дифференцирование самооценки
В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится мотивом его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а сам возраст считается классическим возрастом игры.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функций взрослых людей.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов от элементарных до самых сложных. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие, способствует творческому воображению, помогает развитию общения. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность.
Кризис шести лет.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего мира ребенка, а в изменении его поведения.
Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, как отмечал Л.С. Выготский стоит потеря непосредственности.
Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком "вклинивается" интеллектуальный момент. Ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.
Многие правила, которым ребенок следовал раньше теперь воспринимаются им как воплощение "детского", не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.
Симптомы (Л.С. Выготский):
- манерничанье,паясничанье, клоунада
- утрата детской непосредственности и наивности
- начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка
- осмысленная ориентировка в собственных переживаниях
- внутренние смысловые переживания
- обобщение переживаний
Поведенческие характеристики ребенка (К.Н. Поливанова):
- пауза
- спор
- непослушание
- хитрость
- «взрослое поведение» внешний вид
- упрямство
- требовательность
- капризы
- обостренная реакция на критику
Одновременно с симптомами "странного поведения" и "трудновоспитуемости" возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Возникает обобщение собственных переживаний ("я радуюсь", "я огорчен", "я сердит"), общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. В современных условиях это стремление 6-7 летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.