Мы с вами уже не раз обсуждали, какой популярностю и уважением пользовались наши хоккеисты в советскую эпоху. Подобное наблюдалось и во всех сферах жизни, в том числе и во взаимоотношениях с руководителями разного уровня, начиная от спортивных чиновников и заканчивая первыми лицами государства.
Всеволода Боброва в своё время знала вся страна. И даже Василий Сталин лично заезжал к нему в гости. Но с Всеволодом Михайловичем общался не только сын вождя народов.
Вот что рассказала супруга прославленного спортсмена Елена Николаевна: "...с Булганиным близко познакомились - он жил в нашем доме, звонил: "Всеволод Михайлович, извините, пожалуйста, у вас есть время выйти со мной на прогулку?" И они отправлялись подышать воздухом, но о чем говорили - Всеволод не делился…"
Но иногда всё складывалось не совсем гладко. Из воспоминаний Е.Н.Бобровой: "...Василий Иосифович подарил Всеволоду госдачу...Где-то по Рублево-Успенскому шоссе, рядом с правительственными резиденциями, а Севе это не надо было, он отдал участок другу. Спустя время Сталин заехал Севу проведать, а там чужие люди говорят: "Бобров здесь не живет". После этого Всеволод Бобров оказался на гауптвахте на несколько дней.
С 1968 года председателем Комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР был Н.П.Павлов. Он всегда старался вникать в нужды советских спортсменов и не гнушался общения на равных.
После очередного успешного хоккейного чемпионата мира 1969 года Сергей Павлович вошёл в раздевалку советской сборной и, несмотря на возражения со стороны Анатолия Тарасова, объявил о присвоении званий заслуженного мастера спорта некоторым нашим игрокам.
Об этом случае поведал в беседе с журналистами Борис Михайлов: "Сергей Павлов, председатель Госкомспорта, пришел в раздевалку и объявил. Тарасов попытался возразить: "Сергей Павлович!" Тот: "Приказ подписан, я вручаю! "Получилось, что мы с Петровым перепрыгнули одну ступень - мы одновременно стали и мастерами спорта международного класса, и заслуженными."
Ну если о речь зашла об А.В.Тарасове, то нельзя не упомянуть и о его взаимоотношениях с маршалом А.А.Гречко.
По словам Виктора Кузькина: "Однажды на базу ЦСКА в Архангельском приехал министр обороны Андрей Гречко, у которого недалеко была дача... Маршал присел на скамейку и достал сигареты, но Тарасов попытался его остановить, со словами: "Товарищ министр обороны, извините, у нас не курят". Гречко же нахмурившись, сказал, что у нас курят и закурил. Мы оценили смелость своего тренера".
Не зря говорят, что Анатолий Владимирович был не из робкого десятка и никогда не лез за словом в карман. А перед начальством держался всегда уверенно и в излишнем чинопочитании замечен не был.
Виталию Давыдову, стоявшего у руля московского "Динамо", приходилось часто бывать у куратора команды - Юрия Андропова: "В месяц три раза непременно бывал. Пил его особенный чай, Андропову из Китая привозили. С женьшенем. Когда в 1979-м я возглавил "Динамо", Юрий Владимирович обронил: "Желательно начать чемпионат с победы".
Но в первом туре произошла досадная осечка и динамовцы уступили принципиальному сопернику - "Спартаку".
Дальше ситуация складывалась следующим образом: "Наутро в восемь часов звонок в Новогорск: "Срочно к Андропову"...Мрачный Юрий Владимирович сидит за столом, снимает очки: "Заходи-заходи"... Он здоровается за руку и говорит: "Вызвал тебя не для того, чтобы ругать за вчерашнее поражение. Ты следующий матч не проиграй..."
Виталий Семенович передал пожелание Ю.В.Андропова игрокам "Динамо". После этого "бело-голубые" одержали три подряд победы с крупным счётом. Видимо, внушение всё-таки подействовало.
А ещё во время своей командировки в Венгрию Виталий Давыдов буквально сдружился с местным министром внутренних дел: "...он сидел на каждой тренировке. А я на его черной "Волге" катал по Будапешту. Вся полиция честь отдавала, видя эти номера. Я почетный гражданин Будапешта, между прочим".
Кстати, Виталию Семеновичу очень понравилось в венгерской столице: "...подумывал остаться насовсем. Но отозвали после звонка из Москвы: "Моисеев принял «Динамо», хочет работать с тобой".
Молодой и талантливый голкипер динамовцев Сергей Бабарико впал в немилость после воспитательной беседы с командой, которую проводил генерал КГБ. На вопрос о причинах серии поражений вратарь ответил немного не так, как хотелось услышать большому начальнику.
Сергей Бабарико: "Смотрю, он слушает меня внимательно и в блокнотике чего-то пишет. После собрания на меня вся команда накинулась: ты чего, молодой, рот раскрываешь. А я же не оскорблял никого, сказал очевидную вещь – жизнь есть жизнь, всякое бывает. Но генерал, похоже, сильно разозлился и поставил на мне крестик".
После триумфа на Кубке Канады -1981 года с лидерами советской сборной захотел лично пообщаться и поздравить Л.И.Брежнев. Произошло это в перерыве матча с финнами на "известинском" турнире.
Владислав Третьяк вспоминал об этом так: "После окончания первого периода в раздевалку заглянул Павлов, председатель Спорткомитета: "Третьяк, Макаров, Васильев - быстро за мной!". Скинули коньки, щитки - и побежали".
Леонид Ильич принял наших спортсменов с распростёртыми объятиями: "Зашли в ложу, там стол накрыт. Шампанское, зефир, дефицитные шоколадные конфеты. Я такие последний раз в детстве видел".
Главе советского государства подарили заокеанские сувениры: "клюшечки, шайбочки, кепочки". В свою очередь, Леонид Брежнев расцеловал вратаря команды СССР. Причём, только его одного.
Кстати, по вполне понятным причинам матч продолжили с небольшим опозданием. А наши соперники из Финляндии даже и не подозревали о том, что вообще происходит.
Но опять же повторюсь, что не всегда с чиновниками удавалось найти общий язык. У того же Владислава Александровича возникли проблемы с улучшением жилищных условий из-за бюрократических проволо́чек.
"Когда в 84-м я получал квартиру, должны были дать четырехкомнатную. В ЦК, в Моссовете согласны, а в Минобороны сказали - майор не может жить в четырехкомнатной! Кем бы ты ни был, но зарплаты больше, чем у министра, тебе не положено" - поделился в своём интервью именитый вратарь.
Конец 80-х годов в СССР охарактеризовался каком-то непонятным движением, брожением, разбродом и шатанием в массах. Коснулось это и отечественного спорта.
Все помнят ситуацию с отъездом Вячеслава Фетисова в Северную Америку. А до этого его вызывал "на ковёр" маршал Дмитрий Язов, где пообещал отправить служить в отдалённый гарнизон, куда-нибудь за Урал.
Как рассказал сам хоккеист: "Помню историческую встречу с министром обороны Дмитрием Язовым в его кабинете...Маршал говорит на повышенных тонах, сыплет в мой адрес громы и молнии...Но я спокойно беру лист бумаги, достаю ручку и тут же, прямо в кабинете министра, пишу заявление с просьбой уволить меня из рядов Вооруженных Сил". Но это уже совсем другая история.
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал. Всем огромное спасибо за внимание.