За пять лет развития нашего бизнеса мы несколько раз сталкивались с глобальными кризисами: это, конечно же, период пандемии, начало СВО, мобилизация и блокировка Instagram*.
Кризис в бизнесе — это момент, когда на руководителя обрушивается неожиданный и явно негативный вызов. В такие времена вокруг царит замешательство, а порой даже паника, и встает вопрос о выживании проекта или всей компании.
Исходя из собственного опыта, мы уверены, что вызов (кризис) — лучший наставник. Главное — быстро успокоиться и руководителю, и команде, чтобы начать действовать!
✅Плюсы всегда есть. Преодолевая очередной вызов, вы многому учитесь вместе с командой: преодолевать стресс, не бояться непредвиденных обстоятельств, нехватки ресурсов и сроков.
👩💻Квалификация руководителя во многом определяется тем, сколько «испытаний судьбы» он преодолел и как успешно справился с ними, сохранив при этом команду, проект и собственное физическое и психологическое состояние. Важно быть гибким и быстро подстраиваться под меняющиеся обстоятельства.
Например, во время пандемии мы ввели новую услугу — массаж на дому: мастер брал кушетку и выезжал к клиентам.
Если это позволяет бизнес-модель, будьте готовы пересмотреть услуги, цены и рабочие инструменты ради сохранения бизнеса. Мы также сохранили оплату нашим сотрудникам во время пандемии, поскольку считали поддержку коллектива очень важной и не хотели его потерять. Несмотря на кризис, мы верили, что это скоро закончится⏳
Позже мы постарались сократить простые дополнительные расходы, чтобы продержаться на плаву🏄🏼♀️
Еще один пример быстрого реагирования на кризисную ситуацию:
Когда заблокировали Instagram*, это стало серьезным ударом для нашего бизнеса. Мы полагались на этот канал трафика. Шок от потери канала длился недолго — нужно было срочно предпринимать действия 👊🏼
В течение нескольких месяцев мы разработали еще 3-4 канала, включая ВКонтакте и Яндекс.Директ. Мы улучшили сайт и начали активно информировать специалистов в сфере маркетинга, чтобы оптимизировать наши каналы и привлекать трафик из других источников 🆕
Важно понимать, что в кризисной ситуации нельзя долго оставаться в состоянии замешательства.
Необходимо создать рабочую группу из опытных специалистов и совместно искать решения. Наличие надежной команды, с которой мы уже прошли через несколько кризисов, стало нашей опорой и поддержкой в этот сложный период. Это позволило нам не только выжить, но и развиваться дальше 🔝
Резюмируя, в кризисных ситуациях в бизнесе мы рекомендуем:
- Сохранять хладнокровие и здравый смысл, не поддаваться панике и вдохновлять команду своим оптимизмом и уверенностью.
- Быстро оценивать ситуацию и находить возможные (иногда неочевидные) решения в финансовых, продуктовых, маркетинговых или стратегических аспектах.
- Определять, кому из членов команды доверить выполнение этих решений, находя в себе силы для их мотивации.
- Разрабатывать систему контроля выполнения ключевых задач без излишнего вмешательства и потерь времени.
Выбраться из самых сложных ситуаций в бизнесе всегда помогут креативность, моральная стойкость и настойчивость 🚀
* принадлежит Meta, запрещенной в РФ организации