Представьте, что на землю высадились дружественные пришельцы и просят познакомить их с земной музыкой. Что вы им поставите в качестве эталонного образца? Этот сценарий уровня Стивена Спилберга я придумал еще в далеком детстве, и на протяжении жизни много раз менял ответ – по мере взросления в числе претендентов у меня были Spice Girls (9 лет), Blur (16 лет) и Pink Floyd (30 лет). Но повзрослев и прослушав тонны музыки, я пришёл к однозначному решению: если когда-нибудь инопланетные меломаны всё-таки запросят у меня земной музыкальный эталон, я включу им любой трек Sade.
Очень надеюсь, что пришельцам не придётся объяснять детали, так как даже представители человеческой расы в них путаются. Большинство уверены, что Шаде – это певица с бархатным голосом и магической внешностью. Что технически не совсем так.
Шаде – это, в первую очередь, группа, состоящая из четырёх человек: басиста Пола Денмана, клавишника Эндрю Хейла, гитариста и саксофониста в одном лице Стюарта Мэтьюмана и той самой вокалистки, которую на самом деле зовут Хелен. Ее мать была английской медсестрой, а отец экономистом из Нигерии, поэтому будущая звезда при рождении получила экзотическое имя – Хелен Фолашаде Аду. Для своей английской родни она была Хелен, а нигерийские родственники называли ее исключительно Фолашаде, или сокращённо Шаде. И теперь под этим сокращённым вторым именем весь мир знает и её, и группу.
Всего шесть альбомов за 40 лет, но среди них ни одного неудачного или хотя бы проходного. Каждая новая запись – это несколько мультиплатиновых хитов, восторженные отзывы критиков и безграничная любовь фанатов. 75 миллионов проданных копий и при этом полное непринятие законов, по которым живёт весь остальной музыкальный бизнес. Эти четыре музыканта не совершали никаких громких революций в индустрии, а тихо и сдержанно, подобно собственному творчеству, заставили музыкальной мир подстроиться под них.
Как им это удалось, узнаем в сегодняшней статье, а заодно попробуем предугадать, останутся ли довольны воображаемые пришельцы из моих детских фантазий.
Начало
Рассказывать о Шаде невероятно сложно. Во всей музыкальной индустрии, пожалуй, нет более закрытой персоны, чем Шаде Аду. Она почти как Виктор Пелевин из мира музыки, разве что не носит солнечные очки и выглядит слегка эффектнее. Для примера, когда я готовил выпуск по The Cure, Ютьюб предложил мне 579 интервью со Смитом и группой в различных форматах. Знаете, сколько на Ютьюбе интервью с Шаде? Двенадцать.
Но удивительно здесь не то, что Шаде тщательно оберегает свою личную жизнь, а то что журналисты безоговорочно приняли эти правила игры. Папарацци не бегают за Шаде с камерами и не осаждают ее дом в надежде узнать какие-то сенсационные подробности. Она может спокойно пропасть с радаров на 10 лет, и за это время в сети не всплывёт ни одной её фотографии. Все знают – она вернётся тогда, когда сама этого захочет.
Рассказ об исполнителе принято начинать с ярких событий детства, которые стали отправной точкой. Юношеские конкурсы талантов, родители-музыканты, ну или хотя бы мечта о сцене с самых ранних лет – ничего этого в биографии Шаде не было. Её родители встретились в Лондоне и переехали жить в Нигерию, где у них родилась дочка. Когда маленькой Хелен Фолашаде исполнилось четыре года, родители развелись, и она с мамой вернулась на юго-восток Англии, где и провела относительно беззаботные детство и юность.
Будущая поп-икона была заядлой меломанкой и в особенности ценила американскую соул-музыку – Марвина Гэя, Билла Уизерса, Кертиса Мэйфилда – но о карьере певицы даже не задумывалась. В 21 год Шаде окончила лондонский колледж искусств St. Martins по направлению дизайн мужской одежды, параллельно подрабатывая моделью. На дворе был 1980й год, и в этот момент единственное, что связывало Шаде с вокалом – это привычка петь в душе. Оттого совершенно невероятными кажется тот факт, что всего через четыре года, в 1984, мир увидит вот это:
Что же произошло в эти четыре года? Первое: мисс Аду поняла, что индустрия моды это прибыльное дело, но оно не резонирует с её внутренним миром. Второе – ее молодой человек услышал, как Шаде поёт в душе и удивился, почему она до сих пор не попробовала себя в качестве певицы. Треть - старые школьные друзья пригласили Шаде выступить в качестве вокалистки с их любительской группой. Концерт проходил в местном пабе, а сценой служил настил, сделанный из пивных ящиков. И это было первое публичное выступление будущей звезды.
По воспоминанием самой героини, так сильно она не волновалась никогда. Заиграли первые аккорды, она собрала волю в кулак, сделала несколько шагов к микрофону … и её каблук намертво застревает в дырке пивного ящика. В результате, первые три песни импровизированного концерта Шаде исполняет не сдвигаясь с этой точки. За 10-15 минут певица проходит все возможные стадии – от ужаса и стыда до принятия и смирения, пока наконец не делает вывод: это очень классный опыт. Он помог ей понять, что энергетику можно излучать просто стоя на одном месте. В будущем это превратиться в отличительную особенность сценического образа Шаде: она просто стоит на сцене, двигаясь в такт музыке, но почему-то в этот момент от неё не оторвать глаз.
Столь яркий первый опыт не отпугнул начинающую исполнительницу, и вскоре она становится бэк-вокалисткой большой джаз-фанковой группы Pride. Этот коллектив состоял из 8 человек, и Шаде совершенно сознательно пришла на прослушивание именно к ним.
Ее страх сцены никуда не делся, а выступать в окружении 7 человек ей было психологически куда проще. Но хитрый план не сработал. В какой-то момент Pride начинает работать по схеме Ласкового Мая, пускай последние появятся только через 4 года. Пользуясь своей многочисленностью, группа делится на малые фракции, и параллельно даёт несколько концертов, все от имени коллектива Pride. Причём концерты вполне могли проходить одновременно на разных площадках.
23-летняя Шаде попадает в одну из таких фракций вместе с тремя талантливыми музыкантами – Полом Денманом, Эндрю Хейлом и Стюартом Мэтьюманом. Постепенно Шаде и Мэтьюман выделяются в отдельный дуэт, который выступает на разогреве у Pride и зачастую собирает больше зрителей, чем сам Pride, а затем все четверо полностью отделяются от большого бэнда и формируют группу Sade.
Путь в большую музыку
В музыкальном плане у всех нас были точки соприкосновения, всем четверым нравился классический соул. Участники Sade обожали соул-музыку, но также мы ценили несовершенство. Наши любимые певцы и певицы не обязательно выдавали технически идеальное исполнение, но в их музыке всегда слышалась жизнь. В равной степени мы вдохновлялись панком и всегда придерживались установке «идите подальше со своими советам, мы сделаем так, как считаем нужным» (Из интервью Эндрю Хейла журналу GQ, 2014 год).
Итак, четыре талантливых артиста и пугающий мир шоу-бизнеса на горизонте, в который каким-то образом ещё надо попасть. Группа делает студийную демо-запись, куда входят две песни: «Smooth Operator» и «Your Love Is King».
В статье про Cure я удивлялся, что песня с первого альбома стала вечным хитом. Sade их превзошли, так как, пожалуй, самый известный хит, Smooth Operator, был первой песней группы и первым экспериментом Шаде Аду в написании песен. Эту демо-запись молодой коллектив отдаёт одному из самых крупных звукозаписывающих лейблов Epic, и получает отказ с формулировкой
Ребята, вы с какой планеты свалилась? Сейчас в моде драм-машины, Depeche Mode и Tears For Fears, а не старческий джаз
И тут в дело вступают те самые панковские установки. Вместо того, чтобы подстраиваться под хотелки лейбла и менять звучание, Sade начинают всячески привлекать к себе общественное внимание. Сперва, Хелен Шаде Аду задействует связи из мира моды и при личном содействии Жана Поля Готье появляется на обложке модного журнала The Face.
Затем группа даёт первый концерт со свободным входом в небольшом лондонском клубе, куда приглашают представителей почти всех главных музыкальных изданий. Перед входом в клуб собирается толпа из тысячи людей, которые попросту не смогли попасть внутрь из-за аншлага. И внезапно тот самый лейбл Epic сообщает, что он передумал и готов подписать контракт с Шаде. Но только непосредственно с самой мисс Аду. По условиям предложенного контракта, она должна была отправиться в Америку и записать свой дебютный альбом в сотрудничестве с великим продюсером, соавтором Триллера, Куинси Джонсом. Шаде отказывается от этих условий и выдвигает свои, абсолютно немыслимые для начинающего артиста:
Первое – контракт пописывается не только с ней, а со всеми четырьмя участниками. Второе - вместо разовой выплаты за подписание контракта, коллектив получает фактические 15% с продаж каждого альбома. Как следствие, группа сама решает, когда и в какие сроки выпускать новые записи. Третье – прибыль всегда делится на четыре равные части, поровну между участниками Шаде. Никто в группе не получает меньше или больше.
И каким-то непостижимым образом, вопреки устоявшимся правилам музыкальной индустрии, лейбл принимает все условия. Так, в 1984 году выходит дебютный альбома Шаде Diamond Life.
На фоне модного ньювйэва в лице Police и Duran Duran, а также коммерческой поп-музыки в лице Мадонны и Майкла Джексона, элегантный джаз-поп-соул Шаде звучал ярко и неожиданно. Критики с восторгом приняли дебютную работу коллектива, назвав ее «концептуальной, утонченной, и чувственной», а продажи пластинки в Великобритании перевалили за миллион копий. Неплохой старт для молодой группы.
Песни получались простыми и искренними, потому что никто из нас не был выдающимся музыкантом, но вместе звучали мы хорошо. У Шаде потрясающий голос, но она не была профессиональной певицей. Я мог извлекать красивые звуки из саксофона, но никогда не обучался джазовой музыке. Эндрю играл простые аккорды, а Пол простые басовые партии. Если бы кто-то из нас был на 10% процентов лучше как музыкант, было бы ужасно. Был бы перебор. Наша молодость и наивность сделали звучания Шаде уникальным (Из интервью Стюарта Мэтьюмана, 2014 год).
Расцвет Sade
Несмотря на оглушительный успех первого альбома, у Шаде сложились непростые отношения с британской прессой. Во-первых, личная жизнь молодой и эффектной девушки интересовала журналистов гораздо больше, чем музыка. Журналисты задавали Шаде однотипные вопросы про нигерийские корни, необычное имя, бэкграунд в модной индустрии и текущий статус в отношениях. Ее творчество их практически не интересовало. А те, кто всё-таки писал про Шаде в контексте музыки, не понимали, к какому жанру отнести группу – вроде, не совсем поп, но при этом и не джаз в классическом понимании. Четверка попросту не вписывалась в английские музыкальные паттерны.
А вот по другую сторону океана дела обстояли иначе. Звучание Шаде идеально сочеталось с американской музыкальной культурой, где традиционно доминировали черные стили музыки: фанк, соул и рнб. Второй альбом коллектива Promise, вышедший в 85м, достиг первой строчки американского чарта Billboard 200, и с тех пор все последующие альбомы Шаде в Штатах всегда показывали лучшие коммерческие результаты, чем в родной Англии.
В американской музыкальной терминологии существовал специальный термин – quiet storm – тихая буря. Словосочетание заимствовано из одноименной песни Смоки Робинсона и характеризует поджанр R'n'B, отличающийся спокойными, мягкими, но при этому чувственными и проникновенными мелодиями.
Многие американские радиостанции 80-х делали целые вечера в формате quite storm, во время которых играла подобная музыка. И внезапно англичане Sade стали олицетворением американской тихой бури и любимцами публики. По радио даже крутили их песни, не выходившие в качестве синглов – абсолютно нехарактерная для индустрии практика.
В 1986 году группа получает Грэмми в номинации «Лучший новый исполнитель» и затем выпускает свой третий альбом Stronger Than Pride, самым ярким синглом с которого стал трек Paradise.
И опять бесконечные восторги критиков и трижды платиновый статус. Кто-то из музыкальных журналистов озвучил очень точный тезис:
Шаде сформировали собственный музыкальный шаблон, в рамках которого произведения звучат узнаваемо, но без самоповторения. При внешней схожести, каждая их композиция остаётся уникальной и по-особенному прекрасной.
По этой же причине мы не будем детально разбирать каждый отдельно взятый альбом Шаде, так как (в отличие от большинства культовых групп) за 40-летнюю карьеру у них не менялся ни состав, ни звучание, ни подача. Каждый альбом – это новый набор похожих друг на друга, но разных по своей сути музыкальных алмазов. Когда саму Шаде в интервью спросили, что она думает о схожести своих композиций, они иронично ответила:
Это же прекрасно. Ты всегда знаешь, что получишь, покупая наш новый альбом.
После выхода четвертого альбома Love Deluxe, для обложки которого скромная и застенчивая Шаде впервые в жизни снялась обнаженной, группа получает очередную грэмми за песню No Ordinary Love, завершает сверхуспешный концертный тур и пропадает с радаров на 8 лет, а сама Шаде переезжает с мужем жить в Испанию.
Чего только не писала пресса про Шаде за 8 лет творческого перерыва. Она глубоко подсела на наркотики, она много лет провела в психиатрической больнице, она купила собственный футбольный клуб, она оборудовала бассейн прямо у себя в квартире.
На самом же деле, всё это время певица жила обычной человеческой жизнью, далёкой от сцены и красных ковровых дорожек. Она развелась с мужем-испанцем, вернулась обратно в Англию, купила небольшой дом в деревне и родила дочку Илу. Все 8 лет Шаде в спокойном и привычном для себя темпе копила материал для нового альбома и сочиняла песни.
Я выпускаю альбомы только когда мне есть что сказать. Мне не интересно выпускать музыку ради продаж. После напряжённой студийной работы и выматывающих туров необходимо взять паузу и жить полноценной жизнью. Иначе, откуда черпать вдохновение для будущих записей?
Такой подход полностью себя оправдал и в 2000 году выходит пятый как всегда суперуспешный альбом группы Lovers Rock, на котором помимо прочих есть фантастическая по своей красоте и, наверное, одна из моих самых любимых песен в принципе By Your Side.
Ну а дальше всё развивается по уже привычному сценарию: миллионные продажи, восхищенная пресса, Грэмми за лучший альбом, концертный тур с постоянными аншлагами и … очередной перерыв длинной в 10 лет. Только в этот раз журналисты уже не строили безумных теорий, а поклонники не грустили из-за того, что их любимая группа распалась. Все понимали - музыкальный мир вновь заговорит о Шаде, когда придёт время.
Все ещё расцвет Sade
Время пришло в 2010 году, когда вышел шестой и последний на сегодняшний день альбом Шаде Soldier of Love.
Обычно, после столь длительных пауз между записями, выход нового альбома в прессе принято пафосно называть громким камбэком и возвращением ветеранов на сцену. Но не в случае с Шаде. Большинство изданий как ни в чем не бывало написали, что всеми любимая группа Шаде выпустила новый потрясающий альбом Soldier of Love. Ну и термин «ветеран сцены» явно не вязался с фантастической Шаде Аду, которая на момент выхода альбома, в свои 50, выглядела просто восхитительно.
Классическое Шаде-бинго также сработало безотказно: Грэмми за лучшую песню, платиновый статус альбома всего за месяц и один из самых успешных концертных туров в истории музыки. Многие выступления этого тура есть на официальном Ютьюб-канале Шаде, и пересматривать их можно бесконечно, это музыкально-эстетический катарсис в чистом виде. За выходом Soldier of Love последовал новый творческий перерыв, который длится по сей день.
Последнее официальное публичное фото Шаде появилось в журнале Vogue в 20м году. Тогда 61-летняя певица, самоизолировалась от ковида на собственной ферме на юго-западе Англии в компании своей 85-летней мамы, той самой английской медсестры, до сих пор полной сил и энергии, своего нынешнего мужа – бывшего офицера морской пехоты, с которым Шаде живёт счастливой семейной жизнью вот уже 20 лет, своей крестницей и очаровательным псом по имени Джесси Джеймс.
И в такие моменты думаешь, что Хелен Фолашаде Аду добилась того, чего не удалось ни одной другой знаменитости. С одной стороны, она действующая мировая звезда, одна из ключевых фигур в современной музыке и источник вдохновения для подавляющего большинства артистов первой величины. Бейонсе, Уикенд, Алиша Киз, Канье Уэст и даже группа Deftones считают Шаде своим кумиром. А Дрейк и вовсе набил две татуировки с портретами Шаде. При этом сама мисс Аду живёт совершенно обычной жизнью, в окружении любящей семьи, в стороне от модной тусовки, таблоидов, скандалов и слухов.
Заканчивается история Шаде красивым и элегантным многоточием, что конечно же полностью соответствует имиджу группы. В 1977м году в живописном французском Шато Мираваль во Франции открылась одноименная студия звукозаписи, ставшая со временем культовой. В её стенах помимо прочих записывались AC/DC, Cure, Стинг, Pink Floyd и Sade – группа записала здесь свой второй альбом Promise и третий – Stronger than Pride.
В 2000-х студия пришла в упадок и была закрыта. Но нашёлся неравнодушный филантроп, который решил выкупить студию, оснастить её самым современным оборудованием и вновь превратить в место силы для всего музыкального сообщества. Имя этого человека Брэд Питт. После основательного ремонта и реновации студия вновь открыла свои двери в конце 2022 года. Спустя некоторое время Брэд Питт объявил, что первой группой, записывающей новый альбом на студии Мираваль, стали Шаде. Результат мы должны услышать в уже этом году.
А сегодня на этом всё. Увидимся в новых выпусках!