Найти тему
Сам Себе Руль

Кратко про устройство и работу системы охлаждения автомобиля. Автоазбука для «чайников»

Оглавление
Картинка с сайта avtotema.mediasalt.ru
Картинка с сайта avtotema.mediasalt.ru

В каждом автомобиле, без исключения, есть двигатель. Он словно механическое сердце, дает жизнь вашему стальному другу. Однако, как и всякое сердце, он требует заботы и внимания, чтобы не перегреться в жаркой битве дорог. Верным стражем, оберегающим двигатель от перегрева и поддерживающий оптимальную температуру, является система охлаждения.

Зачем нужна система охлаждения

Представьте себе знойный летний день, когда солнце беспощадно и безжалостно. Оно раскаляет землю, плавит асфальт, а вы мчитесь по шоссе. Вам жарко, а двигателю и подавно.

Оптимальная рабочая температура двигателя должна быть в пределах 80-100 °C. Будет больше – плохо, как минимум закипит антифриз, как максимум двигатель заклинит. Поэтому система охлаждения занимается поддержанием температуры работающего мотора в этом диапазоне. И перегрев, равно, как и переохлаждение приведут к его быстрой поломке. А ремонт двигателя удовольствие дорогое.

Система охлаждения автомобиля – это не просто набор трубок и радиаторов; это сложная и продуманная структура, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости, которая впитывает избыточное тепло и выводит его наружу.

Схема системы охлаждения автомобиля
Схема системы охлаждения автомобиля

Работает система охлаждения словно симфония, где каждый элемент исполняет свою партию. Охлаждающая жидкость, проходя через двигатель, поглощает тепло, затем направляется в радиатор, где оно отводится в окружающую среду. Вентиляторы и термостаты, словно дирижеры, регулируют этот процесс, обеспечивая идеальную гармонию температуры.

Поэтому, когда в следующий раз вы сядете за руль, вспомните об этом маленьком чуде инженерной мысли, благодаря которому каждое ваше путешествие становится возможным.

Из чего состоит система охлаждения

Давайте познакомимся с основными частями этой системы:

1. Радиатор. Это основа системы. Он охлаждает антифриз, циркулирующий по системе.

-3

2. Помпа. Она прокачивает охлаждающую жидкость по всему контуру. Без нее антифриз просто не сможет достичь радиатора.

-4

3. Термостат контролирует температуру двигателя. Когда двигатель холодный, термостат закрыт, предотвращая циркуляцию жидкости. При повышении температуры, он открывается, позволяя антифризу проходить через радиатор.

-5

4. Бачок расширительный компенсирует объем жидкости внутри системы, упрощает долив, защищает от перегрева, собирает газ.

5. Трубопроводы, соединяющие между собой компоненты системы.

6. Охлаждающая жидкость (антифриз): Это специальная жидкость, которая не только охлаждает двигатель, но и защищает внутренние поверхности каналов охлаждения от коррозии.

Каждый элемент в системе охлаждения играет свою партию, убери любой из них и уже никто никуда не поедет. По крайней мере далеко.

Как система работает

Теперь давайте смотреть, как система охлаждения работает на практике. Когда вы запускаете двигатель, он начинает нагреваться за счет сгорающего в цилиндрах топлива.

Работа системы охлаждения
Работа системы охлаждения

Система охлаждения имеет два контура: внутренний (только двигатель) и внешний (подключается радиатор). Пока температура низкая охлаждающая жидкость гоняется помпой внутри каналов двигателя.

При достижении определенной температуры термостат открывает калитку для антифриза, а помпа начинает прокачивать его из радиатора в двигатель. Жидкость проходит через каналы в блоке цилиндров и собирает тепло, которое выделяется во время работы двигателя.

Горячий антифриз возвращается в радиатор. Здесь в системе трубок с внешними пластинками, его охлаждает поток воздуха, создаваемый вентилятором и движением автомобиля вперед.

Термостат постоянно контролирует температуру. Если двигатель становится слишком горячим, термостат открывается и позволяет антифризу циркулировать через радиатор. Если температура в норме, он остается закрытым, чтобы быстрее прогреть двигатель.

Загадочная роль расширительного бачка

-7

Бачок расширения в системе охлаждения автомобиля выполняет несколько важных функций:

1. Компенсация объема жидкости. При нагревании охлаждающая жидкость расширяется, и бачок расширения служит резервуаром, куда излишки жидкости могут переходить. Когда температура падает, жидкость сжимается и возвращается обратно в систему, предотвращая образование вакуума.

2. Упрощение долива. Бачок расширения позволяет удобно контролировать уровень охлаждающей жидкости и доливать ее при необходимости, не открывая крышку радиатора.

3. Защита от перегрева. В случае перегрева системы охлаждения, излишки жидкости могут выйти в бачок, что снижает риск повреждения двигателя из-за перегрева.

4. Во время работы двигателя может образовываться воздух или газ, и бачок расширения помогает отделить их от охлаждающей жидкости, предотвращая образование воздушных пробок в системе.

Важность исправности системы охлаждения сложно переоценить. Если что-то в ней выходит из строя, то двигатель будет перегреваться, и в конце концов может заклинить.

Поэтому не забывайте контролировать её состояние. Регулярно проверяйте уровень антифриза и следите за работой термостата и помпы. Это поможет вашему автомобилю служить долго и верно!

____________________________________________________

Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Впереди вас ещё ждет много занимательного, мои любознательные новички.

И удачи вам на дорогах!

Читайте дальше. Здесь Автоазбука для «чайников»: