Найти в Дзене
KinoMax-DZEN

"Призрак Оперы" - история экранизаций великого романа ч.II.

Итак дамы и господа, в этой статье я продолжаю рассказывать обо всех экранизациях (и не только) романа Гастона Леру "Призрак Оперы", Но давайте устроим небольшую передышку от экранизаций, и вспомним одну знаковую дату, а именно 1986 год. Ведь именно в этом году 9 октября в театре Её Величества в Вест-Энде в присутствии королевской семьи состоялась премьера мюзикла "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэбера. История рождения легенды началась 22 марта 1984 года, когда британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос - Суперзвезда", "Эвита", "Кошки" и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей" и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки" того же Уэббера. В расчете на голос Сары Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Бра
Оглавление

Итак дамы и господа, в этой статье я продолжаю рассказывать обо всех экранизациях (и не только) романа Гастона Леру "Призрак Оперы", Но давайте устроим небольшую передышку от экранизаций, и вспомним одну знаковую дату, а именно 1986 год. Ведь именно в этом году 9 октября в театре Её Величества в Вест-Энде в присутствии королевской семьи состоялась премьера мюзикла "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэбера.

Афиша Бродвейской постановки
Афиша Бродвейской постановки

"Призрак Оперы - Мюзикл"

История рождения легенды началась 22 марта 1984 года, когда британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор мюзиклов "Иисус Христос - Суперзвезда", "Эвита", "Кошки" и др., взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. За плечами этой исполнительницы была работа в танцевальной группе "Hot Gossip", главная роль в спектакле "Соловей" и участие в оригинальном составе мюзикла "Кошки" того же Уэббера.

Эндрю Ллойд Уэббер
Эндрю Ллойд Уэббер

В расчете на голос Сары Уэббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением и стал мюзикл "Призрак Оперы", где Сара Брайтман исполнила одну из главных ролей - роль Кристины Дааэ.

Сара Брайтман
Сара Брайтман

Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир. Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей, где стал самым долгоиграющим шоу, обогнав своего собрата - "Кошек". Конечно, не обошлось без критики (очень часто - в адрес Сары Брайтман), однако это не помешало мюзиклу с оглушительным успехом идти в двадцати семи странах мира, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии, Австралии и других странах.

Продолжение мюзикла под названием "Любовь Никогда Не Умрёт" не вызвало особого ажиотажа ни у зрителей ни у критиков.
Продолжение мюзикла под названием "Любовь Никогда Не Умрёт" не вызвало особого ажиотажа ни у зрителей ни у критиков.

Премьера нового мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера "Love Never Dies", в котором рассказывается продолжение истории Призрака Оперы, прошла 9 марта 2010 года в вест-эндском театре "Адельфи".

Афиша Российской Постановки
Афиша Российской Постановки

В 2014 году мюзикл добрался и до российских зрителей. Заглавные роли в Российской постановке исполнили - Дмитрий Ермак/Иван Ожогин (Призрак Оперы), Елена Бахтиярова/Тамара Котова (Кристина Даэ)
Всего было сыграно 614 спектаклей в России.

В мой разум призрак оперы проник
В мой разум призрак оперы проник

На сегодняшний день "Призрак оперы" - один из самых любимых мюзиклов на всем земном шаре (в 2002 году ему общественным голосованием было присвоена награда Лоуренса Оливье в номинации "самый популярный мюзикл") и самый долгоиграющий спектакль за всю историю музыкального театра - и на Вест-Энде, и на Бродвее "Призрак Оперы" был сыгран более 10 тысяч раз и все еще продолжает собирать полные залы в театрах Ее Величества (Лондон) и Маджестик (Нью-Йорк). В 2013 году мюзикл был включен в Книгу рекордов Гиннеса как самая долгоиграющая театральная постановка на Бродвее.

Возвращаемся в кино!

Фильм 1989 г.
Фильм 1989 г.

"Призрак Оперы" 1989 г.

Этот фильм уже полноценный фильм ужасов о Призраке вышедший на большие экраны (Версия 86 года была снята исключительно для ТВ показа). Это первая и единственная экранизация романа Гастона Леру, в которой мистика присутствует в явном виде.
Действие фильма в этот раз разворачивается в двух временных линиях - в современном Нью-Йорке 80-х годов и Лондоне 19 века.

-9

В Нью-Йорке начинающая исполнительница Кристин Дэй находит в музыкальной библиотеке арию из оперы из неоконченной оперы "Триумф Дон Жуана" некоего Эрика Дестлера. Кристин узнаёт, что Эрик Дестлер питал неразделённую страсть к молодой оперной певице, котторая пропала в ночь его смерти. По официальным данным, он был психопатом-убийцей и был повинен в смерти, по меньшей мере, дюжины человек. На прослушивании, во время исполнения арии "Ты видишь только мою тень", на Кристин неожиданно падает часть декорации, разбивая зеркало за её спиной, и Кристин теряет сознание. Действие переносится более чем на сто лет назад.

Дуайт Литл
Дуайт Литл

Режиссёром фильма выступил Дуайт Литл, в 1980 году он окончил университет Южной Калифорнии, в 1988 году он возвращает на экраны не менее великого монстра Майкла Майерса, сняв "Хэллоуин 4", а после ему поступило предложение поработать над фильмом "Призрак Оперы" в который продюсер Менахем Голан привлёк ещё одного знакового киномонстра современности.

Самый харизматичный Призрак Оперы
Самый харизматичный Призрак Оперы

Роль Призрака на сей раз исполнил Великий и ужасный Роберт Инглунд, звезда серии "Кошмар на улице Вязов". Роберт Инглунд по своей натуре очень добродушный и вежливый человек, не сторонник насилия и в прошлом бывший хиппи. При этом актёру всегда удаётся создавать правдоподобные образы монстров и маньяков. Поговаривают что Инглунд хотел создать образ Призрака более приближенным к книжному, дабы отойти от обаза Фредди. Впрочем в интервью он говорил, что ему нравится именно хоррор-составляющая романа.

Джилл Шёлен
Джилл Шёлен

Роль Кристины Дэй исполнила Джилл Шёлен, Она создала образ симпатичной и решительной американки Кристины, но после этого фильма значительных ролей в кино к сожалению не сыграла.

Билл Найи
Билл Найи

Небольшую роль в фильме исполник актёр Бил Найи который более широко известен по ролям в таких культовых фильмах как "Пираты Карибского Моря" и "Другой Мир".

Стоит отдельно отметить грим Призрака - В этом фильме использовалась очень интересная манера, Роберту Инглунду накладывался в несколько слоёв, поверх его лица актёра накладывался сперва грим обезображенного лица, после наносили пластический грим (имитирующий носовой протез, куски кожи и прочее), а после уже наносили косметический грим, в общей сложности весь процесс занимал около 5 часов.

-15

Фильм вышел в прокат через год после триумфального появления на Бродвее одноимённого мюзикла. Чтобы не вводить зрителей в заблужнение, в начальных титрах внесли имя Гастона Леру, дав понять что это фильм по мотивам романа, а не одноимённого мюзикла. Тем неменее когда фильм вышел, многие всё равно восприняли его как адаптацию именно мюзикла Уэббера.

-16

Данный фильм является одним из моих любимых адаптаций (после версии 25 года разумеется.), даже сейчас я пересматриваю его с огромным удовольствием. В нём очень красивые костюмы и декорации, гримёрам вообще отдельные овации, в этом фильме Призрак имеет самый натуралистичный грим из всех возможных, ну и конечно харизма Роберта Инглунда, самого культового и узнаваемого киномонстра 80-х привнесла в фильм небольшую долю чёрного юмора.

Потрошитель Оперы
Потрошитель Оперы

Так же в этом фильме один из самых зверских Призраков за историю экранизаций, от его рук погибает 10 человек.

Фильм 1990 г.
Фильм 1990 г.

"Призрак Оперы" 1990 г.

Двухсерийная телевезионная драма съёмки которой впервые проходили не в студийных декорациях а в самой Парижской Гранд Опере, именно в той, которую описывал Гастон Леру в своём романе, и конечно очень приятно увидеть изнутри все эти роскошные интерьеры. В фильме очень много музыки, звучат арии из "Фауста", "Травиаты", "Нормы". В фильме нет той доли ужаса, каких то спецэфектов, сложного грима, и всего прочего с чем в последнее время ассоциировались экранизации "Призрака Оперы". Это очень красивая история о любви, музыке и семье.

Так же это первый фильм где подробно рассказывается о детстве Кристины, самая подробная биография Эрика, его появление на свет, взаимоотношения с отцом. Так же в этом фильме Призрак является настоящим модником и постоянно меняет маски и костюмы, показывая таким образом своё настроение.

Чарльз Дэнс
Чарльз Дэнс

Роль Призрака исполнил Чарльз Дэнс известный по фильмам "Золотой ребёнок", "Чужой", "Только для твоих глаз", "Игра Престолов". Призрак в его исполнении получился весьма капризным, его издевательские нападки на Карлоту похожи на детские розыгрыши, он то крыс ей подсунет, то приклеет к её руке бокал и чуть что не так, сразу обещает кого нибудь убить.

Тереза Поло
Тереза Поло

Роль Кристины Даи исполнила Тереза Поло известная прежде всего ролью Пэм Бёрдс из серии фильмов "Знакомство с родителями", роль кристины это одна из её первых киноролей и как по мне, это самая красивая Кристина из всех экранизаций, её ангельская внешность и удивительный голос, так же Тереза Поло долее 10 лет отдала балетному искуству.

Лицо Призрак мы так и не увидели
Лицо Призрак мы так и не увидели

Примечательно то, что в этой экранизации мы ни разу не видим лицо Эрика и о том насколько же оно безобразно, зрителям предстоит только догадываться. Но зато это первый фильм где Призрак поёт.

-23

Могу сказать что это не самая плохая вариация "Призрака Оперы" безусловным её отличием и главным плюсом являются восхитительные виды "Гранд Оперы", антураж и оперная составляющая. В остальном же, довольно средне. Фильм перегружен драматической составляющей, очень растянутое действие из-за подробных углублений в биографии Кристины и Эрика делает повествование попросту скучным.

Фильм 1998
Фильм 1998

"Призрак Оперы" 1998 г.

Пожалуй это наиболее странная версия Призрака. Известный итальянский режиссёр Дарио Ардженто, прославившийся как режиссёр многочисленных фильмов ужасов мечтал снять свою версию Призрака Оперы, но у него долгое время были проблемы с правами на экранизацию, и вот в 1998 году мечта его наконец сбывается и он приступает к работе над экранизацией, впрочем от Гастона Леру он оставил даже меньше чем Дуайт Литл в своё время.

Начнём с того, что историю Призрака в этом фильме поменяли до неузнаваемости. Ещё при рождении, родители скинули его корзиночку в канализацию (Эта сцена повторяет сцену второго фильма о Бэтмене Тима Бёртона, который вышел в 1992 году и начинался точно так же.) и был он воспитан крысами (в точности как персонаж Дэни Дэвито), и даже сам себя он называет крысой, так что фильм можно было смело назвать "Крысиный Король" и это даже более было правдиво чем вот так извращать идеи оригинала, тем не менее титры гласят что "Фильм основан на романе Гастона Леру".

Джулиан Сэндс  1958 - 2023
Джулиан Сэндс 1958 - 2023

Роль Призрака исполнил фактурный актёр Джулиан Сэндс который наиболее известен по роли чернокнижника из одноимённой серии фильмов, и "13 друзей Оушена", а так же по ролям в таких сериалах как "Касл", "Череп и кости", "Декстер", "Готэм" и других.

Призрак в данном фильме называет крысой, так что его можно было смело назвать "Крысиный Король"
Призрак в данном фильме называет крысой, так что его можно было смело назвать "Крысиный Король"

В его исполнении Призрак и вправду похож на чернокнижника. У него прекрасные длинные волосы, элегантный хоть и потрёпанный костюм, и он вдруг обладает телепатическими способностями и впервые имеет весьма яркую платоническую связь с Кристиной. Это так же первый фильм где у Призрака нет имени и который не носит маску.

Джулиан Сэндс пропал без вести в калифорнийских горах Сан-Гейбриел, июне 2023 года были найдены его останки.

Асия Ардженто
Асия Ардженто

Роль Кристины в фильме исполнила дочь режиссёра Асия Ардженто, для неё это был третий фильм её отца в котором она сыграла. В этой роли на тот момент 24 летняя актриса выглядит очень уставшей и измученной.

-29

Это первая и пока единственная Кристина (Слава богу!) которая вступает в сексуальные отношения как с Раулем так и с Призраком и мечется в выборе,

-30

а в конце бьётся в истерике когда Призрак жертвует собой она бьётся в истерике и умоляет чтобы тот её не покидал.

-31

Вообще данный фильм по моему мнению слишком уж явно использует тему порочности и борьбу тьма и света в человеческой душе. Тут вам и директор театра который домогается до совсем уж юных артисток балета, предлагая им конфеты

Для экранизации романа Леру, в этом фильме слишком много откровенных сцен
Для экранизации романа Леру, в этом фильме слишком много откровенных сцен

и Рауль который со своим братом расслабляется в притоне в окружении обнажённых куртизанок

Да-да, Призрак когда не занимается любовью с Кристиной, занимается любовью с крысами
Да-да, Призрак когда не занимается любовью с Кристиной, занимается любовью с крысами

и продолжительные постельные сцены с Кристиной и прости господи Призрак развлекающийся со своими крысами в весьма экстравагантной манере.

Крысолов попался
Крысолов попался

Все эти порочные сцены разбавляются весьма жёсткими сценами насилия которые вплетены в общее повествование составляют довольно скучную историю. Особенно огорчает то, что в фильме как и в версии 89 года задействовано очень много моментов и персонажей вплоть чуть ли не до прямых цитат из книги.

Настоящий Чернокнижник
Настоящий Чернокнижник

Фильм снят безусловно интересно, в нём есть интересные образы, и подбор главных актёров весьма хорош. Но из за обилия вышеописанных сцен это всё теряется и мы получаем очень неясное произведение которое могло бы выйти неплохим средним ужастиком если бы в титрах не значилось название культового романа. Ожидаемо, фильм провалился в прокате, крититики и зрители назвали эту версию худшей экранизацией романа Гастона Леру и самой слабой работой режиссёра, можно просмотреть для ознокомления. но вот пересматривать увы желания уже не остаётся.

Фильм 2004
Фильм 2004

"Призрак Оперы" 2004 г.

Фильм-Экранизация знаменитого мюзикла стала обсуждаться ещё в 1991 году, на волне успеха сценической версии и предпологалось что главные роли сыграют актёры из оригинального каста - Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман. Но внезапно проект сворачивается (многие утверждают что это произошло из-за развода Уэббера и Сары Брайтман.) в результате реализация экранизации растянулась на 18 лет. Когда Уэббер вернулся с идеей о фильме, начался подбор актёров, на главную мужскую роль рассматривали таких актёров как Джон Траволта, Антонио Бандерас, но режиссёр фильма Джоэль Шумахер поставил условие что актёры исполняющие роль Призрака, Кристины и Рауля должны быть молодыми, поэтому от этих кандидатур автоматически отказались. Уэббер же поставил своё условие - актёры обязательно должны уметь петь. В 2003 году, проект наконец запустили.

Джерард Батлер
Джерард Батлер

На роль Призрака претендовали такие именитые актёры как Колин Фаррел и Хью Джекман, но в итоге роль получил 33-летний на то время малоизвестный актёр Джерард Батлер.

Эмми Россам
Эмми Россам

Роль Кристин Дайэ могли исполнить Кэти Холмс, Энн Хэтауэй, Кэтрин Зэта-Джонс и Кира Найтли. В итоге на роль утвердили 18-летнюю Эмми Россам которая стала самой юной экранной Кристиной за всю историю экранизаций.

Лицо Призрака без маски вызывает скорее жалость чем страх
Лицо Призрака без маски вызывает скорее жалость чем страх

На грим Призрака уходило около 4 часов, грим стрались сделать достаточно гибким и эластичным, чтобы актёр мог петь.
Для сравнения - на грим Фредди Крюгера уходило 8 часов, а на грим Джона Меррика - 12 часов. Батлер признавался что чувствовал себя не очень уютно, выходя в гриме за пределы площадки, поскольку на него все глазели.

-40

В январе 2004 года съёмки завершились. Несмотря на то, что весь процесс проходил весьма гладко, в нём образовалось множество ляпов и ошибок. Так же фильм цитирует многие моменты из более ранних экранизаций Призрака, включая версию с Чейни.

-41

Фильм получился очень красивым, ярким и эфектным, прекрасные декорации, восхитительные костюмы и незабываемые вокальные номера обеспечили успех этому фильму и сделали его во многом не только самой известной экранизацией мюзикла, но и самой известной экранизацией Призрака Оперы.

-42

Многие зрители познакомились с мюзиклом Уэббера именно через этот фильм, да он во многих моментах расходится с оригиналом, многие сцены специально переделаны Уэббером и Шумахером в угоду киноверсии, что ничуть не ухудшает структуру фильма.

-43

Конечно и здесь мнения критиком разделились, Экранизация у вызвала у фанатов оригинального мюзикла разочарование. Ругали новые аранжировки, изменение порядка музыкальных номеров, однако фильм был удостоен множество наград, в том числе номинирован на оскар.

-44

Этот фильм надолго остаётся в памяти и погружает зрителя в атмосферу театра, да, не чувствуется атмосфера того времени, но атмосфера представления передана отлично.

На такой ноте и заканчивается экранная история романа "Призрак Оперы".
Конечно, помимо данных экранизаций романа, тема Призрака Оперы прослеживается и во многих других картинах в виде отсылок, намёков или ассоциаций.
Однако это тема уже для другой статьи.

Если вам понравилась статья, отблагодарите автора лайком и комментарием, так же снизу будет представлена ссылка на первую часть статьи. Всем всего хорошего и до новых встреч


https://dzen.ru/a/ZrDxCfebxmp_yxsB?share_to=link - ( 1 часть статьи)