Банальнее всего было бы сразу выставить заглавным кадром что-то снятое во время студенческих беспорядков. Для начала давайте с вами всё же немного присмотримся к 60-м годам во Франции. Всё-таки десятилетие знаковое и у меня как-то само собой случайно начал получаться некий цикл о том десятилетии. Я не претендую на звание историка, а просто люблю рассматривать старые фотографии, вам, надеюсь, это тоже нравится, так что поехали. И естественно если мы ведём речь о 60-х годах во Франции, то придется, так или иначе, вспомнить мощную фигуру такого человека Шарль де Голль. На мой взгляд, это последний сильный лидер Франции, видевший именно Европу местом, где делается вся политика. И именно ему принадлежит знаменитая фраза о том, что Европа от Атлантики до Урала решает судьбу мира. Сейчас это звучит, мягко говоря, неубедительно, но в 60-е годы царила своя атмосфера.
Необходимо понимать, что основания для подобных заявлений у лидера Франции были. Во-первых, в стране был настоящий демографический бум. Во-вторых, де Голль ловко сочетал капитализм с вмешательством государства в экономику. И в-третьих при нём было осуществлено множество перспективных проектов. Они не все были успешными, но именно тогда впервые за много лет ВВП Франции стал выше ВВП Германии. И задел сделанный им позволил удерживаться позиции до 90-х годов. Так что не случайно сейчас французы используют выражение «Славная тридцатка». Как раз к эпохе де Голля оно и относится. Ну и да, из НАТО при нём Франция выходила.
Если говорить о проектах, то тут точно надо вспомнить о самолете «Каравелла». Он как раз и был предшественником «Аэробуса». То есть это должно наводить на мысли, что инженерная школа не берется на пустом месте и не выйдет просто так залить что-то деньгами. Школа инженеров выращивается поколениями. Кто сейчас помнит «Каравеллу» из простых пассажиров вроде меня? Да никто, а на «Аэробусах» мы с вами летаем. Тогда же Франция в кооперации с Англией занималась разработкой «Конкорда».
Или можно взять машину «Рено». Как раз в 60-е годы было серьезно расширено производство, но мало было просто увеличить производство. Машинам требовалось ещё и где-то ездить. Потому в 60-е взялись и за строительство автомагистралей. Всё вместе подстегнуло экономику.
В 60-е годы существует невероятная мода на гонки. Гран-при Франции является важнейшим соревнованием, и попасть туда считается престижным делом. Более того популяризировать это дело призваны культовые исполнители. Вот допустим, на гонках обожала бывать очаровательная Франсуаза Арди.
Кстати о музыке. Ведь 60-е годы это небывалый подъём местных исполнителей. Вы ведь наверняка знаете кто такая Мари Лафоре. Ну же, вспоминайте песню «Манчестер и Ливерпуль». Мы же прогноз погоды десятилетиями смотрели под неё. Или можно вспомнить такую певицу как Далида. А так Франс Галль. Она как раз и на фото.
Франция это ещё и кинофестиваль в Каннах. Между прочим, Золотая пальмовая ветвь и сейчас считается одним из самых престижных призов в киноиндустрии. Или уже нет? Не рискну утверждать тут что-то однозначное, но в 60-е годы уж точно это был приз, с которым считались. И попадание на фестиваль даже в качестве гостя было важной частью шоу-бизнеса.
Опознали же кого-нибудь с фотографии? Ну не мог, не мог я взять и обойти вниманием Джейн Биркин. Тем более в данном случае мы должны понимать, что она, будучи англичанкой, взяла и перебралась во Францию делать карьеру. Вы понимаете, какая это была влиятельная страна, в том числе и в плане культуры? Ну и не знать кто такой Серж Гензбур невозможно.
В Париж едут из соседней Германии. Там же есть площадки, где может реализоваться танцовщица. Вот, к примеру, Марлен Чарелл. Немка, ставшая звездой именно в Париже. Она выступала в «Лидо», а это площадка где в разное время выходили на сцену и Эдит Пиаф и Элтон Джон.
Господи, да знаменитый Мулен Руж это ведь тоже Париж и в 60-е годы туда стремятся попасть все приезжие звезды. Это бренд. На фото же ребята из группы «The Who», ну и естественно это кадр из середины того лихого десятилетия.
Хотя вы, конечно же, желаете увидеть фотографии с выступлений в этой легендарном заведении, не так ли? И это не проблема, благо тут материала может хватить на отдельную подборку.
Если у кого-то есть желание узреть отдельный материал по данной теме, пишите в комментариях. Я с удовольствием пороюсь в старых снимках девушек на сцене. Хотя справедливости ради надо отметить, что там, на сцену выходили не только девушки. Во всяком случае, вот такие фото тоже встречаются.
Ле Корбюзье, Жак-Ив Кусто, Жан-Поль Сартр, Пабло Пикассо. Все эти люди в 60-е годы связаны с Францией. Она серьезно влияет на мировую культуру, науку и экономику. И само собой не стоит сбрасывать со счётов устоявшийся стереотип о том, что Париж столица моды. Ив Сен-Лоран со своим модельным домом не даст соврать.
В общем, во Франции тогда хорошо, интересно и насыщенно во всех смыслах. Однако в заглавии я заявил о бунте и пора перейти к нему. Ведь о том, какой была Франция к тому времени, мы с вами представление уже составили. Поводов для бунта не просматривается на первый взгляд.
Вот только тут необходимо учитывать какие настроения царили в среде студентов. А среди студентов в ту пору томик с цитатами Мао был обычным делом. Америку в ту пору недолюбливали, и молодым людям нравилось заигрывать с красной идеологией. Именно студенты и стали движущей силой массовых беспорядков вспыхнувших в 1968 году.
Я думаю, надпись, сделанная в стенах одного из университетов, намекает, кому симпатизировали студенты. Перевод тут точно не требуется.
Началось всё со сборища студентов с левыми взглядами в университете Нантера. Местный деканат, ну или как там это называется у французов, не одобрил сборище и вызвал полицию. Всё можно было бы замять, но зачинщиков обсуждения классовой дискриминации решили отчислить. Тут-то всё и полыхнуло.
Студенты других учебных заведений решили поддержать товарищей, а самые прыткие и вовсе захватили Сорбонну. Это одно из старейших учебных заведений Европы и её захват был символичным. При этом если отбросить всякие лозунги и граффити, то в целом студенты бережно подошли к вопросу. Внутри вот готовили еду.
Ну а снаружи само собой толкали речи. Чем же ещё заниматься молодым людям, кроме как выдвигать требования?
Любопытно, что протест довольно быстро стал расползаться и в поддержку студентов выступили рабочие. Выяснилось, что и их тоже не всё устраивало. И вот это расползание протеста властям уж точно не понравилось. Только попытки прийти к компромиссу провалились, и дальше началась горячая фаза.
Хороший вопрос как оно всё происходит. Само собой в официальном дискурсе принято говорить о том, что за протестами в обязательном порядке кто-то стоит. И в данном случае логично предположить, что всемогущее КГБ курировало студентов во Франции. Только вот не было этого.
К концу 60-х годов идеи всемирной революции положили в сейф и постарались о них благополучно забыть. В Советском Союзе руководству стало хотеться жить здесь и сейчас, потому какие-то погромы в Париже явно не входили в планы советского генерального секретаря.
В данном случае логичнее искать корни в самой природе французов. Не стоит забывать, что устроить революцию и сбросить какого-нибудь монарха там любили задолго до двадцатого века.
Все же эти красные знамена не имели такого уж сильного значения. Скорее это была лишь форма, но не содержание. Содержание же сводилось к беспорядкам ради беспорядков. Молодёжь всегда любит искать какую-то справедливость, не задумываясь о том, что в поисках свободы можно запросто превысить дозу.
Кстати глядите, какое милое фото. Оно сделано 56 лет назад. И я уверен, что нечто подобное уже видел.
Если же абстрагироваться от того что перед нами кадры Парижа 1968 года то вообще можно сказать, что нечто подобное потом будет повторяться много раз. Да случалось такое и до 1968 года. Просто в начале века фотография ещё не была так распространена.
Забавно выглядит мужчина с портфелем. Подошёл между делом, взял в руки оружие пролетариата и что дальше? Вот что?
Очевидно же, что революцию вот таким образом не сделаешь. У бунта должна быть некая конечная цель. Да, мы знаем хронологию событий, но ставилась ли цель с самого начала свергнуть де Голля? Думается мне, что нет. Стихийный протест вырос в огромное движение по всей Франции, но чёткого плана-то революции и дальнейших действий не существовало.
В противном случае демонстранты могли бы взять власть в свои руки. Дело в том, что в какой-то момент по всей стране протестующих было примерно 500 тысяч человек. Это внушительная сила, но тут есть нюанс. Готовы ли были протестующие к радикальным переменам?
Думается мне, что нет. Тем более тогда же выходили на улицы и антикоммунисты. Это же был не десант случайных людей, нет, это такие же французы. Только о них куда меньше информации в сети. Видимо до сих пор левых стараются выставить каким-то ужасным злом.
А учитывая, как во Франции относятся сейчас к де Голлю, то можно понять, почему красных студентов выставляют таким уж злом. Он же в какой-то момент всерьёз начал опасаться за власть и фактически сбежал. Прямо скажем, это его не красит.
К концу мая толпы по всей Франции скандировали «Прощай де Голль!» и видимо на тот момент власть всерьёз опасалась за себя. Только вот у революционеров не было планов свергать правительство. Не собирались коммунисты, и захватывать эту самую власть. Только чиновники этого не знали.
Разрешилось всё 30 мая. Де Голль заявил, что никуда уходить не собирается, но согласен на выборы. Заодно он посоветовал рабочим вернуться на заводы. В противном случае в стране вводилось бы чрезвычайное положение. Параллельно с его выступлением пошли слухи, что армия уже находится под Парижем.
В общем, коммунисты согласись на выборы и власть во Франции устояла. Хотя шансы на её крах были велики. И вот как раз отсутствие планов на захват власти у бунтовщиков наводит на мысли о спонтанном бунте. Не было там цели менять режим.
На самом деле всех и всё устраивало. Как позже метко скажет один из французских писателей «Бунтовали дети богачей, а разгоняли их дети бедняков». К сожалению, не знаю, чья именно эта фраза, но что-то подсказывает мне, что это был Сартр.
Естественно те массовые погромы и захват улицы вошли в историю. Это можно называть красным маем 1968 года или ещё как-то, но сути это не меняет. Франция в очередной раз показал самой себе, что умеет бунтовать ради красивой картинки.
Только я не думаю, что на самом деле французские студенты так уж хотели сменить строй и оказаться в коммунистическом обществе. Скорее им нравилось заигрывать с самой идеей.
Всё это скорее было бунтом детей против взрослых. Им захотелось потопать ножкой и показать, что они чего-то значат и их мнение тоже чего-то стоит. Показали, а потом спокойно зажили дальше.
Да, можно сказать, что де Голь вынужден был уйти и вместо него пришёл Жорж Помпиду. Вот только он же был из той же самой партии. То есть, несмотря на какие-то протесты и беспорядки в целом Франция хотела продолжать уже выбранный курс. Ничего не напоминает?
По-моему это невероятно похоже и на современную Францию. Массовые беспорядки и акции неповиновения сидят в крови у французов, а под какими флагами они это будут делать не так уж и важно. В любом случае потом наступают выборы, и они снова голосуют за тех же самых правителей.
Жалко только коммунальные службы. Ведь именно им достаётся всё это когда беспорядки заканчиваются.
И вот таким кадром завершу подборку. По-моему весьма символично, что ребенок взирает на следы беснований взрослых. Беснований, где процесс оказался важнее результата. Это и есть вся суть французского бунта.
Само собой это была не первая и не последняя акция протеста во Франции. Но под красными флагами таких массовых мероприятий больше французы не проводили. Видимо что-то витало все-таки тогда в воздухе. Что-то такое, что позже уже не вернется никогда.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.