Автор: Александр Плеханов
Первые американские истребители F-16 уже прибыли на Украину и были замечены в небе над Одесской и Львовской областями. Можно не сомневаться, что в ближайшей перспективе F-16 предстоит встретиться с таким противником, какого у него никогда не было ранее – с российским истребителем поколения 4++ Су-35.
Сравнение характеристик и возможностей
Забегая вперед стоит сказать, что ничего хорошего эта встреча для пилотов F-16 не сулит, потому что российский истребитель превосходит американский практически по всем показателям. Несмотря на то, что F-16 на Западе считается непревзойденным воздушный бойцом, он уступит Cу-35 как в ближнем бою, так и в дальнем. Радар российского самолета «Ирбис Н035» способен обнаружить такую цель как истребитель на дальности до 400 километров, в то время как F-16 модификации АМ/ВМ – а именно такие истребители получили ВВС Украины – «видит» в лучшем случае на сотню километров. Да и российская ракета «воздух-воздух» Р-37М имеет почти в 2,5 раза большую дальность стрельбы, чем ракета AIM-120 AMRAAM. Если говорить про ближний воздушный бой, то и здесь пилотам F-16 рассчитывать особенно не на что.
F-16 отличается хорошей тяговооруженностью и маневренностью, но Су-35 имеет двигатели с отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф, что делает его сверхманевренным и способным выполнять такие фигуры высшего пилотажи, какие недоступны F-16. Кроме того, Су-35 развивает максимальную скорость почти на 300 км/ч больше чем F-16, то есть при неблагоприятном ходе воздушного боя американский истребитель даже сбежать от своего оппонента не сумеет, в то время как пилот Су-35 сможет выйти из боя в любой момент.
Главное отличие Су-35 от F-16
Не стоит забывать прописную истину, что главным в любом оружии является голова и руки его владельца. Говоря другими словами, опытный пилот сможет успешно воевать на не самом современном самолете, главное, чтобы он досконально знал все его сильные и слабые стороны. И если российские пилоты за два с половиной года проведения СВО получили огромный боевой опыт, то украинских пилотов на F-16 переучивали менее четырех месяцев. Можно за такой срок в совершенстве освоить прежде незнакомую боевую машину? Теоретически можно, а вот практически маловероятно.
Если называть вещи своими именами, то для Украины уж никак не меньшую ценность чем F-16 представляли бы старые советские МиГ-29, их и летчики хорошо знают и обслуживающий персонал с ними знаком. А важность своевременного и грамотного обслуживания самолета и снабжение запчастями нельзя недооценивать. Но так получилось, что уже на начальном этапе Украине несколько F-16 передали в качестве доноров запчастей, то есть для последующей «каннибализации». С которой еще неизвестно как справятся украинские техники, которые тоже проходили курс ускоренной подготовки, как и пилоты. И хотя F-16 всегда хвалили за простоту и продуманность конструкции, все-таки это самолет абсолютно неизвестного типа, какой на Украине раньше никогда не эксплуатировался.
В этом российские ВВС кардинально отличаются от украинских – наши самолеты сопровождаются заводом-изготовителем, не надо везти запчасти с другого конца света, а бесперебойная работа тыла – залог успеха на фронте, это доказала ещё Великая Отечественная война. Также она доказала, что успех нередко зависит не только от того, какой самолет быстрее и маневреннее, а насколько он готов к выполнению боевых задач, насколько вовремя обслужен, заправлен и в каком состоянии его оружие. И, разумеется, насколько опытный пилот сидит в кабине.
Что в итоге
Вот и получается, что Су-35 «видит» дальше F-16, имеет более дальнобойные ракеты, обладает сверхманевренностью, российские пилоты имеют больший опыт ведения боевых действий на знакомом им типе самолета, который также прекрасно знают техники. Поэтому предсказать результат гипотетического воздушного боя между Су-35 и F-16 особого труда не составляет. Поэтому пилоты украинских F-16 вряд ли рискнут ввязываться в прямое противостояние с русскими летчиками, прекрасно понимая, чем оно для них с большой вероятностью закончится. Потерей ценного самолета и еще более ценного пилота. И тех и других на Украине не так уж и много, поэтому когда некоторые эксперты говорят, что F-16 способны переломить ход конфликта, то это не экспертное мнение, а всего лишь набор благих пожеланий.
F-16 теоретически могли бы повлиять на ход СВО, если бы их передали Украине два года назад и не полсотни штук, десять из которых являются донорами запчастей, а хотя бы семь-восемь эскадрилий с хорошо подготовленными пилотами. А так они лишь повторят судьбу другого «чуда-оружия», в уникальные характеристики почему-то столь опрометчиво верят на Украине, но каждый раз, что танки Abrams, что гаубицы М777 и Caesar, что БМП Bradley горят на поле боя точно также, как горит любая другая техника. Точно также будут гореть и F-16, которые не являлись «чудо-оружием» даже в момент своего создания в начале семидесятых годов прошлого века. Что уж говорить про 2024 год ,когда у них появились противники, фактически другого поколения, более совершенные и имеющие такие возможности о каких могли только мечтать разработчики американского истребителя. Очень хорошего для своего времени, но не стоит забывать, что переданные Украине самолеты находятся в предпенсионном возрасте, а сам F-16 впервые поднялся в небо ровно полвека назад.