"Дыхание фиалки". В магазинах ЧИТАЙ-ГОРОД, БУКВОЕД.
Часть I . . . . . . Часть II
Часть III
Художественное изображение исторических событий, жизни людей, их обычаев и взаимоотношений (в прошлом) не есть детально-достоверное восстановление исторической действительности, но это всегда её художественное осмысление с большой долей воображения автора.
Историческая фантастика это не только синоним исторической литературы, термин включает такие виды изобразительного искусства, как книжный роман, полнометражный фильм или сериал (и другие) и всегда представляет собой смесь исторической фантастики и романтики. «Главный интерес романа состоит в личной судьбе (испытаниях или приключениях) героя и в изображении его внутренних переживаний, его «частной жизни», более или менее выделенной из общественного «эпического» фона» (Мелетинский).
В любовном историческом романе романтические отношения между главными героями находятся в центре внимания, при этом действие романа ограничивается событиями и обычаями своего времени. Историческая действительность может быть подробной и неотъемлемой частью исхода любовной истории, или же история может просто служить фоном для романа. Грань между собственно историческим романом и исторической фантастикой весьма условна, но она есть. В первом случае героями являются реальные исторические личности, во втором - герои вымышленные, и они действуют на заданном историческом фоне.
Полнометражные фильмы и сериалы в жанре исторической романтики также имеют мировое признание. [Сериалы-фэнтези со средневековой тематикой наподобие «Игр престолов» и «Властелина колец» здесь не рассматриваются.] Говорить о художественных фильмах наряду с литературными произведениями возможно только в отношении их общего смысла, содержания, отдельных (сопоставимых) жанровых особенностях, развития сюжетной линии, героев и т.п. Образные характеристики могут иметь лишь сопутствующий характер.
Не так давно на экранах российского телевидения с небывалым успехом был показан сериал «Великолепный век» (2011 в Турции, через год в России), завоевавший и мировую аудиторию. Однако вышедший вскоре сериал «Султан моего сердца» (2018, Россия-Турция), например, в Турции не набрал и половины аудитории предшественника. Сериал «1001» (2014, Россия) оказался просто провальным, далее 4-х серий съёмка не пошла.
Как видим не тематика или жанр фильма-сериала прямо влияют на его популярность, а сюжет и особенности его развития (плюс игра актеров и режиссура). Действительно, тошно было смотреть как учительница Анна устроила в гареме забастовку («Султан моего сердца»). Мало того, что героиня кроме своего происхождения особых достоинств не имела, так ещё и занялась глупыми и неуместными интригами. Впрочем, мыльные оперы популярны лишь в своём первоначальном варианте изложения. Последующие сериалы той же направленности, несмотря на усиленную рекламу и дутые отзывы, даже близко не приблизились к ВВ.
Однако и «Великолепный век» при ближайшем рассмотрении имеет такие недостатки, которые в своей сумме настоятельно просят погасить экран, особенно после знакомства с исторически достоверными деталями (хотя создатели не стремились к исторической достоверности). Так, вместо благообразной и мужественной по сериалу внешности Сулеймана, перед нами предстанет «смертельно бледный, худой» меланхолик, очень привязанный к женщинам, либеральный и очень гордый, и вспыльчивый. Об этом говорят отчеты Бартоломео Картолини и Пьетро Брагадино, видевших его в 1526 году, а в 1553 году Бернардо Багадеро отметил, что он «теперь не пьет вина... только чистую воду, по причине его немощи…» Ожье Гислен де Бусбек описывает его как человека не склонного к вину и общепринятым в его круге порокам, однако и он добавляет: «чтобы скрыть нездоровый цвет лица, он пользовался красным порошком, который он предлагал в дар послам», из текста автора возможно сделать вывод о хромоте султана.
Одного этого достаточно для переоценки картины, ибо перед нами предстаёт не только иная внешность, но совсем иной характер. Почти как в известном анекдоте про социалистический реализм, где Тамерлана изобразили на коне, чтобы не было видно его хромоты, и в профиль, чтобы не было видно потерянного глаза (других же портретистов казнили). Тема государственной деятельности султана здесь не обсуждается в силу особенностей жанра. О развитии конфликта, героев и прочем говорить невозможно, поскольку для мыльной оперы драматургия не свойственна. Прямо говоря, в этом сериале мы видим некую гаремную фантастику, имеющую закадровые рекламные задачи, которые, впрочем, оказались удачными.
Основные претензии массовой критики ВВ (особенно в Турции) свелись к однобокости сюжетной линии (только гаремные интриги), игнорировавшей другие важные общепризнанные государственные достижения этого правителя. Многие отметили серьёзные мировоззренческие промахи, в частности, главной героини. Так, Александра-Хюррем с самого начала идёт против правил гарема, её поведение высокомерно и лживо, то и дело она затевает пустые ссоры. В действительности Роксолана была весьма жестокой и, наверное, умной женщиной, но «мыльная опера» не может подняться выше образа напористой и мелочно-скандальной героини, ловко и безжалостно подставляющей подножки соперницам (и только). Запутанная мелодрама в более чем ста сериях. [Простенький характер монтажа, прямолинейная съёмка без объяснения чувств героя тоже свойства «оперы».]
Полнометражный фильм, из известных, который можно прямо отнести к теме Востока эпохи XII-XIII веков, вышел в 2005 году – «Царство небесное». В США сборы от показа фильма оказались значительно менее половины от затраченных, лишь благодаря мировому прокату затраты заметно окупились, но не настолько, чтобы признать фильм успешным; считается, что фильм потерпел провал. Возможно, что на успех сильно повлияли отзывы как личные, так и массовые. Интересно рассмотреть некоторые критические замечания.
Огромное количество критики свалилось на этот фильм из-за уклонения от исторической достоверности. При этом авторы относят картину хоть и к близким, то тем не менее разным жанрам от исторического эпоса, исторической драмы, художественно-исторической повести до костюмированной драмы, художественного фильма по мотивам тех времен, «околоисторической» развлекательной картины и т.п. Возражая этому можно сказать, что вольное обращение с историческими фактами свойственно даже документальным фильмам. Перед нами всё-таки художественный фильм, авторы которого всегда имеют право на собственную интерпретацию событий. Исторический фильм это не рассказ об исторических событиях с точной исторической реконструкцией, а художественное произведение с самостоятельным видением происходившего.
Правда творческое видение должно иметь чувство меры, ведь авторы использовали имена реальных исторических личностей. Некоторые имена, впрочем, несколько изменены (отца Балиана). В отношении других главных героев ряд фактов создатели переврали безобразно. Так, Сибилла, уже после сдачи Иерусалима выкупила своего мужа Ги де Лузиньяна у Салахаддина из плена и следующие три года вместе с ним боролась за власть (до своей смерти). Привлекает внимание ещё один фрагмент, где Салахаддин, войдя в Иерусалим, поднял крест и поставил его. Однако в действительности он приказал три дня возить крест по городу и бить его дубинами.
Возможно любовь Сибиллы и Балиана кому-то покажется романтичной, но почему она так неправдоподобна? Жест Салахаддина диаметрально противоположен действительности, такой реверанс в его сторону неуместен и неумён. Ведь перед нами исторические личности и события.
Главный герой неожиданно и быстро из бастарда-кузнеца становится бароном, любимчиком короля. Характер главного героя остаётся неизменным: как он был кузнецом в начале фильма, так и называет себя им при встрече с королём Ричардом. Что связывает Сибиллу с её возлюбленным, какие чувства, желания, цели? Из чего выросла её любовь к Балиану, и зачем нужен был её отъезд в страну франков? (посмотреть историческую родину?). Она зачем-то остригла волосы и из Королевы Иерусалимской превратилась в беженку и простолюдинку при кузнеце - дабы не попасть в плен, оставаясь королевой? или чтобы сравняться с кузнецом (?!!), но «те, кто носил корону, никогда не переживут ее утраты».
Остальные герои этого фильма делятся всего на две категории – плохих и хороших (своих и чужих). Решение прямолинейное и плоское.
От эпического жанра в этом фильме только сцены сражений и связанные с ними подготовка и коротко показанные последствия. В основном от сражений остались лишь их названия. Это как будто борьба за Иерусалим, но она представляет собой лишь цепь ошибок героев из категории зловредных, непонятно, зачем им было пилить сук, на котором они сидели? Историческим этот фильм также возможно назвать с большой натяжкой, поскольку исторического в нём только имена и костюмы героев.
Основная сюжетная линия – фантастична, то есть представляет собой неказистую выдумку авторов для создания красивой картинки с романтическим подтекстом на фоне нескольких исторически значимых сражений. Кроме этого практически ничего нет.
Евг.Питиримов.