Найти в Дзене

История латвийских русских #6. Про легендарный остров Рюген...

Посреди безмолвных пустынь
Остров бриллиантом горит —
Остров алтарей и святынь,
Солнечному свету открыт.
Сильный и счастливый народ
Там слагает гимны Богам…
Звезды опустил небосвод
К Божьего народа ногам.
С.Хатунцев С варягами мы разобрались. А русь? Что это был за народ, каково было его место в цивилизации воинов и торговцев Варяжского моря?
По немецким источникам IX века выходит, что русы–купцы себя так, русами, и называли. Ибн Хордадбех русских купцов именует «одним из племён славян».
«Они привозят товары из отдаленнейших областей Славинии». Немец Рагевин, продолжатель Оттона Фрейзингенского, писал в XII веке, что Польша ограничена с юга Богемскими лесами, с запада — Одрой, с востока — Вислой, а с севера — Балтийским морем и … русами. Итак, русы — это славяне, живущие к северу от Польши, к западу от Пруссии. Именно в этих краях располагает русов и автор средневековой еврейской рукописи «Иосиппон». Где же именно? На помощь приходят арабы.
Ибн Русте сообщает, что рус
Оглавление
Остров Рюген -- древняя славянская святыня
Остров Рюген -- древняя славянская святыня

Посреди безмолвных пустынь
Остров бриллиантом горит —
Остров алтарей и святынь,
Солнечному свету открыт.
Сильный и счастливый народ
Там слагает гимны Богам…
Звезды опустил небосвод
К Божьего народа ногам.

С.Хатунцев

С варягами мы разобрались. А русь? Что это был за народ, каково было его место в цивилизации воинов и торговцев Варяжского моря?
По немецким источникам IX века выходит, что русы–купцы себя так,
русами, и называли. Ибн Хордадбех русских купцов именует «одним из племён славян».
«Они привозят товары из отдаленнейших областей Славинии». Немец Рагевин, продолжатель Оттона Фрейзингенского, писал в XII веке, что Польша ограничена с юга Богемскими лесами, с запада — Одрой, с востока — Вислой, а с севера — Балтийским морем и … русами.

Итак, русы — это славяне, живущие к северу от Польши, к западу от Пруссии. Именно в этих краях располагает русов и автор средневековой еврейской рукописи «Иосиппон». Где же именно? На помощь приходят арабы.
Ибн Русте сообщает, что русы живут «на острове», который
«покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит ступить ногой на землю, как она начинает колебаться из–за обилия в ней влаги». Его соплеменник,
Аль–Мукаддаси, писал в 966 году, что море, окружающее остров
русов, «это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает ста тысяч человек. И нет у них пашен и скота».

Арабы отмечают гостеприимство русов, обитателей острова. Глава их, по сообщениям Ибн Русте, носит титул «хакан–рус». Известно, что хакан — титул особый. На востоке им обозначали царя–жреца, священного владыку.

Известен реальный остров, обладающий свойствами описанной арабами родины русов. Он относительно невелик — около трёх дней пути и с юга на север, и с востока на запад. Был когда–то покрыт лесами и болотами.

Скандинавия при поисках острова русов должна исключаться хотя бы по размерам, чётко определяемым арабскими авторами.
Жители, по словам Гельмольда,
«пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их вождь, единственный из всех славянских правителей носил титул короля.

Этот остров — ныне германский остров Рюген. Племя, обитавшее на нём, издревле звалось ругами. Средневековые германские документы постоянно именуют ругами киевских русов. Житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheniрусины.

Остров Рюген — по–славянски Руян — являлся главной святыней балтийских славян. Ещё в XI веке, сюда, в священный город Аркону, на поклон к четырёхглавому кумиру Святовита, шли пилигримы из далёкой, уже два века христианской Чехии.

Западное Поморье в VIII–XI вв. Полабские славяне.
Западное Поморье в VIII–XI вв. Полабские славяне.

Изображения этого четырёхликого бога, обнаружены на Украине — один в селе Иванковицы, другой (самый знаменитый славянский кумир) — в реке Збруч. Бронзовая фигура Святовита найдена в Рязани, в слоях, опалённых батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, отыскался маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя
ликами. Ряд исследователей считает, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке, и пришедший в неё из заговоров, где он — местопребывание Христа, Богородицы и святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних Богов — и есть
Руян, Рюген. К нему, к его
святыням, к храмам многоликих Богов взывали, сами не ведая того, неграмотные старухи–знахарки. Здесь было средоточие языческой веры
славян–вендов.

Есть места на Земле, к которым будто прикоснулись пальцы Бога. Там присутствует особенная и необычная энергетика. Там возникали древние святилища, где поклонялись силам, которые люди воспринимали как силы
природы, как духов, как богов. Эти места позволяли по–иному прочувствовать окружающий человека мир. На острове Рюген издавна отыскивали эти места, и были они овеяны множеством рассказов, которые со временем превращались в легенды для последующих поколений.

Когда–то на этом месте находилось святилище и древний город.
Когда–то на этом месте находилось святилище и древний город.

Арконский мыс

Здесь жило много представителей того сословия, которое принято называть жреческим. Жили те, кто проходил обучение и готовился стать жрецами. В наше время священный мыс почти полностью размыло море...

Жрецом Святовита не мог стать кто угодно. Испытуемый должен был показать умение ощущать энергии. Например, с помощью раскрытой ладони, с завязанными глазами, он, не поднося ладонь к определённым предметам, камням или растениям, а держа её на расстоянии нескольких сантиметров или более, должен был правильно ощутить, какой предмет или растение находится под его рукой. Испытуемый, стоя спиной к человеку, который подходил сзади неслышно, но был знаком ему, должен был безошибочно назвать стоящего сзади. Только в том случае, если большинство испытаний были пройдены, он мог претендовать на то, чтобы стать жрецом или помощником жреца. Когда–то здесь могли осуществлять служение мужчины и женщины, хотя со временем женщин перестают допускать к служению.

Постепенно снижался и уровень требований к неофиту. Иногда должность жреца даже покупалась за золото, а не приобреталась благодаря иным заслугам…

Помимо представителей жречества, многочисленных помощников и обучаемых, здесь были и воины, и ремесленники, и торговцы. Но не они составляли суть населения этого места. Приходящие сюда, так же как многие посетители современных храмов божиих, пытались, прежде всего, выпросить для себя каких–то благ, часто в ущерб своим соседям или своей родне. Но были
и такие, которые ощущали, что должны прийти и поклониться божеству, испросить у него совета.

В северной части Рюгена берега его составляют высокие скалы.
В северной части Рюгена берега его составляют высокие скалы.

Высокие скалы

Такое частичное вздыбливание в целом равнинного острова легенды связывают с выходом очень мощных божественных энергий. С давних пор старики рассказывали о том, как там, где остров соприкасается с морем, участки суши некогда вздыбились и поднялись. И поднялись они не просто так… Те силы, которые, как полагали люди, принадлежали духам земли, вознесли в отдельных местах берега вверх, как будто бы неведомая мощь внутренней энергии толкнула берег и позволила ему выситься над морем.

До какой степени доходило почтение к правителю священного острова, показывает Саксон Грамматик. Он поведал о случае, происшедшем во время одного из сражений. Князь рутенов, Яромир, поразил врага, но копьё
застряло в теле. Другой неприятельский воин замахнулся — и вдруг узнал рутенского правителя. Он бросил оружие и пал ниц… Священный «хакан–рус»!

Овеянный легендами Ясмундский лес (окрестности утёса Королевский трон).
Овеянный легендами Ясмундский лес (окрестности утёса Королевский трон).

Ясмундский лес

В давние времена полагали, что он дарит особые силы, раскрывая и укрепляя целительные способности тех, у кого они были. Пребывание в этих местах могло улучшить состояние здоровья. Люди специально приходили сюда для того, чтобы напитаться силой, чтобы поддержать и развить свои необычные возможности. Ночуя здесь, человек нередко получал вещие сны. Сюда приводили детей, проявлявших способности к ясновидению, чтобы эти качества развивались. Жрецы храма в Арконе также считали необходимостью для себя посещать эти места.

В 1973 году немецкие археологи нашли на острове Рюген в городе Ральсвик клад — свыше 2 200 арабских монет. Он относится к наиболее ранним и крупным кладам арабского серебра на Балтике и свидетельствует о чрезвычайном богатстве жителей города. Младшая из монет датируется 842 годом. Очевидно, основная масса серебра поступила в результате торговли по Волжскому пути и через Старую Ладогу. Там же обнаружены вещи из Восточной Европы: обломок пермского браслета, финские серебряные застёжки и др. На Рюгене отыскались ближайшие аналоги тем «громовым топоркам», которые
археологи находят по русским курганам, именуя их «молотами Тора» и считая признаком скандинавского происхождения погребённого. Действительно, в Скандинавии встречалось нечто подобное, но эти топорки, по форме ближе не скандинавским, а рюгенским находкам.

Вздыбленный берег Рюгена
Вздыбленный берег Рюгена

Описание Рюгена у западных авторов полностью совпадает с описанием «острова русов» авторами восточными. Немецкие документы называют «королями» только двух славянских правителей: владыку Восточно-
европейской державы и правителя маленького островка у побережья Балтики. Правители Польши и Чехии для них всего лишь «князья». Они же постоянно именуют
ругами киевских русов, рутенами–русинами — жителей Рюгена.

История латвийских русских #4. Необходимое разъяснение про «загадочных варягов»

Подкарпатские русины. Трагические уроки всему русскому народу

История латвийских русских #5. Славяне–варяги: мореходы,пираты, воители

История латвийских русских #7. Про Сыновей Сокола. Тотемный родовой знак Рюриковичей

История латвийских русских #8. Доказательства лживости Норманнской теории

Продолжение следует