Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что надо охлаждать на ракетном катере или почему в его бортах так много отверстий?

Их столько, что самый монструозный контейнеровоз позавидует. Давайте-ка поговорим хотя бы об одном представителе славного семейства катеров 205 проекта - 205ЭР, с такими я имел дело до 1983 года. А заодно и проверим, что удалось забыть за 40 лет:)

Начнём с того, ради чего борта вроде бы дырявить не надо. Это в первую очередь две артустановки АК-230

Поскольку лупила она со скорострельностью порядка 1050 выстрелов в минуту на один ствол, то без охлаждения этих стволов обойтись было невозможно. Сами мы не местные артиллеристы, поэтому подробно описать систему её охлаждения не могу, помню лишь, что в барбетах артустановок имелись баки с антифризом. Инторнеты пишут, что были варианты как с охлаждением прокачкой этой жидкости между кожухом и непосредственно стволом, вот видны шланги и сами трубы подачи жидкости:

-2

так и с дополнительным впрыском внутрь ствола. В любом случае, никаких команд мне в КП-5 перед артстрельбой о подаче забортной воды никогда не давалось. В отличие от ракетной стрельбы, когда поступала команда: "Подать воду на смыв лотка!" Вот этот лоток и красными стрелками обозначены трубы подачи этой самой воды, а зелёными - ещё и пожаротушения:

-3
-4

Да и то понять - бешеное пламя порохового стартового ускорителя могло натворить дел:

-5

Но это, конечно, к охлаждению отношения не имеет, разговорился тут по-стариковски...

Теперь спускаемся ниже палубы. Давайте посмотрим на левый борт начиная с носа:

-6

Первое отверстие - это слив охлаждающей воды из кондиционера второго кубрика. Она охлаждала конденсатор холодильного агрегата и поступала из пожарной магистрали. Т.е., если вы хотели включить кондей на охлаждение, следовало запустить и пожарный насос. Таких насосов, НЦВС 40/65 было два, один в носовом, другой в кормовом машинном отделении. Они могли работать как на пожарную, так и на осушительную магистраль, путём переключения соответствующих клапанов. Отливные отверстия тоже находились на левом борту

Также на этот борт выходили отверстия слива из офицерского гальюна и гальюна личного состава. В те простые времена ни о каких цистернах сточных и фекальных вод на таких малышах, как ракетные катера речи не шло, всё стекало за борт на радость рыбам.

Здесь же должно находиться сливное отверстие охлаждения кондиционера офицерского отсека.

Далее мы видим пучок из трёх стрелок. Они связаны с выхлопными газами левого главного двигателя. Внутри его глушителя имелась захлопка, с помощью которой газы можно было направить в более верхнее отверстие или же ниже ватерлинии.

Вот они на этом снимке:

-7

Так выглядит работа верхнего отверстия:

-8

Эти газопроводы охлаждались забортной водой, подаваемой навешенным на дизель насосом. Кроме того, в каждом машинном отделении имелся компрессор воздуха высокого давления ЭКПА 2-150. Который тоже охлаждался забортной водой, только из обоих она выходила на правый борт.

Забортная вода, охлаждавшая водяные холодильники обоих дизель-генераторов также выводилась на левый борт. На эту же сторону стекала вода из мойки камбуза. Предпоследняя стрелка это бурлящая вода у отверстия выхода выхлопных газов кормового дизель-генератора, видимо, именно он сейчас в работе. Ну и последняя стрелка - похоже слив воды с кондиционера кают компании.

Но и это ещё не всё. Было ближе к корме ещё малюсенькое отверстие слива воды, охлаждающей гирокомпас в посту предстартового контроля. Расход был порядка 180 литров в час и бралась она из системы бытовой забортной воды, ну, той самой, которой гальюны смывались, имелся санитарный насос, поддерживавший давление в ней с помощью пневмоцистерны (гидрофора).

Вроде бы с этой стороны всё. Однако не будем забывать и отверстия в днище - это кингстоны подачи забортной воды к каждому главному двигателю, каждому дизель-генератору и каждому пожарно-осушительному насосу. А вот откуда она подавалась к компрессорам - хоть убей, не помню. Возможно, ответвлялась от трубопроводов более крупных потребителей.

Ну-ка, прикинем - по моим подсчётам, получается 14 отверстий, не считая днищевых.

Теперь правый борт, здесь обстановка попроще.:

-9

Слив забортной воды из кондиционера кубрика №1, три отверстия, связанных с главным двигателем, оба слива из компрессоров, слив из кондиционера поста предстартового контроля. Итого 21 в бортах и 7 в днище. Если я и ошибся, то максимум на пару.

И терзают смутные воспоминания, что именно на этом проекте было ещё два в транце. Но не уверен - на снимках других проектов их нет, а фото именно транца 205ЭР так и не нашёл. С чем они связаны, сказать не могу, возможно с дополнительным охлаждением артустановки - эти катера шли в жаркие страны.

Если найдётся брат-катерник и сможет что-либо добавить на эту тему, будет отлично.

Вот ещё статья. тесно связанная с вышеизложенным:

P.S. Мне люди пишут, что ссылки не видны. Можно выйти на эту статью так:

Вода внутри корабля - пресная, солёная, иногда грязная

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала:

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3