Найти тему

Про КРІ простыми словами

КРІ — ключевой показатель эффективности бизнеса. 

Если просто, это любые показатели результативности наших усилий по достижению цели. Повышение продаж на 20 % в следующем месяце, привлечение 1000 новых клиентов или улучшение качества обслуживания на 30 % — всё это можно считать ключевыми показателями эффективности (KPI).

KPI обязательно должен быть количественным и отвечать на вопрос: «Какую измеримую цель необходимо достичь за определённый период?».

То есть не просто увеличить прибыль на 2 миллиона рублей, а достичь этой цели за шесть месяцев.

KPI помогает оценить эффективность сотрудников и проанализировать работу компании.

Если опираться на KPI, можно оценить успешность бизнеса и определить, нужно ли что-то менять в его стратегии. Традиционные финансовые показатели не всегда могут дать полное представление об эффективности и успешности бизнеса. 

Во многих компаниях анализ и сравнение финансовых данных происходит в конце определённого периода или этапа. Поэтому часто финансовые показатели запаздывают и сообщают о том, что уже произошло. KPI же должны помочь увидеть то, что произойдёт, а не только то, что уже произошло.

Как выбрать нужные КРІ для своего бизнеса?

Выбор подходящих KPI для вашего бизнеса — ключевой момент, от которого зависит успех внедрения KPI. 

Неверные показатели не предоставят чёткого представления о происходящем и не позволят вывести бизнес на новый уровень. Более того, компания может потерять деньги и создать напряжённую атмосферу в коллективе. 

Смысл KPI полностью зависит от задачи, которую нужно решить. Без понимания задачи все показатели становятся бессмысленными. 

Давайте начнём с определения цели. Для этого ответьте на следующие вопросы:

- Какой результат мы хотим получить?

- Почему считаем этот результат важным?

- Как на него можно повлиять?

- Как будем измерять прогресс?

- Что будет служить индикатором достижения результата?

- Кто будет отвечать за результат?

- Как часто мы планируем оценивать результаты?

Хорошие показатели чётко демонстрируют эффективность процесса или близость результата: количество новых клиентов, объём выручки, текучесть кадров за период, количество нового персонала, успешно прошедшего испытательный срок, и так далее.

Плохие показатели — это показатели с высокой степенью субъективности и неоднозначной интерпретацией: своевременность выполнения задач, качество системы управления, уровень удовлетворённости главного менеджера.

Для создания системы качественных показателей эффективности необходимо выполнить семь основных шагов. В результате вы получите отчёт или информационную панель с реальными данными и целями.

Внедрение KPI и отчётов

Внедрение KPI — сложный и длительный процесс. Часто новые схемы работы вызывают отторжение, поэтому важно, чтобы в разработке системы KPI участвовала вся компания.

KPI следует вводить постепенно. 

Для начала стоит понаблюдать за реакцией сотрудников — если они негативно относятся к этой идее, лучше не торопиться. 

Параллельно с внедрением KPI необходимо провести разъяснительную работу и обучение.

Как правило, интерес возникает, когда люди видят реальную ценность полученных данных.

1. Создание вовлечённости. 

Привлечь все заинтересованные стороны к процессу создания дерева KPI. Объясните, какие изменения в работе могут произойти. Проведите встречи, где люди смогут открыто обсудить проблемы, связанные с внедрением KPI и отчётов.

2. Обоснование необходимости показателей. 

Объясните команде, что показатель X должен быть измерен, иначе компания обанкротится, потеряет клиентов или столкнётся с проблемами с регулирующими органами. 

Покажите, что сбор данных приносит реальную пользу. Приведите актуальные и убедительные примеры из жизни, которые были решены с помощью этого подхода.

3. Устранение препятствий. 

Необходимо максимально упростить жизнь тем, кто будет работать с данными и влиять на результат работы. Четко определите процесс, которому человек или команда должны следовать, и создайте простую шпаргалку по KPI для каждого типа пользователей.

4. Публичная демонстрация важности системы KPI. 

Убедитесь, что руководство позитивно настроено и поддерживает процесс внедрения KPI.

5. Формирование полезных привычек. 

Для формирования привычек требуется время. Люди должны научиться автоматически, без лишних сомнений собирать и анализировать данные, от которых зависит система KPI. 

Сделайте так, чтобы смотреть на показатели было так же сложно, как не смотреть на свой телефон в поисках сообщений или не просматривать ленту в социальных сетях.

10 важных мыслей о KPI

1. Никакие ключевые показатели эффективности (КРІ) не будут работать без чёткой бизнес-стратегии.

2. КРІ измеряют общее состояние и результативность бизнеса, предоставляя информацию о росте компании и достижении поставленных целей.

3. Хороший КРІ отвечает на вопрос: «Какая измеримая цель должна быть достигнута за определённый период?» и показывает эффективность процесса.

4. Контрольный список — вспомогательное средство для перечисления задач или действий, которые должны быть выполнены в течение определённого периода.

5. Важно описывать КРІ и давать им названия так, чтобы трактовка была однозначной, чтобы избежать лишних домыслов и недоразумений.

6. Проблемы с коммуникацией могут привести к провалу проектов, поэтому необходимо определить заинтересованные стороны и распределить ответственность.

7. Дерево КРІ помогает преобразовать общие громоздкие цели в конкретные видимые показатели и распределить их по группам в чёткой иерархии.

8. Внедрение системы КРІ возможно только тогда, когда все сотрудники понимают цели ключевых показателей и знают, как их измерять.

9. Составление карты процессов позволяет чётко видеть все этапы и задачи проекта, а также понимать, кто за что отвечает.

10. Достаточно отслеживать не более 5-7 показателей для каждого направления работы компании, так как слишком большое количество КРІ может привести к перегруженности и путанице.