Как не агриться по пустякам? Бить , не бить-или забанить и забыть? Такие вопросы о сущности насилия и о его исчезновении ( или возрождении) в обществе вновь оказались в центре внимания в связи появлением новых конфликтов.
Старые международные конфликты вылились на поверхность и стали стремительно разрастаться-насилие в международных отношениях вернулось в повестку дня-как будто , все наработки последних 30 лет по "диалогу культур" , как части культурной глобализации смыло водой истории. Хотя всего три года назад Стивен Пинкер в своей работе "Лучшее в нас" и ее сиквеле "Просвещение продолжается" на основе статистических данных заверил , что агрессии в обществе стало меньше
Отчего оно вернулось в практику? давай с тобой,дорогой читатель, подумаем , как сделать среду здоровой и не токсичной.
Пойми для начала одну простую вещь-агрессия в человеке была присуща с его рождения -это исходит от его латинского происхождения aggressio-нападение, наступление. В первобытном строе данное качество было необходимо человеку для двух вещей:охоты на крупного зверя и защиты своей территории. С развитием неолита и перехода на другой уровень , ее применение изменилось.
Этот вопрос стал предметом полемики среди психологов,социологов и биологов.
Одним из первых кто коснулся этого вопроса вскользь был Чарльз дарвин в труде "Происхождение видов"В 1872 году натуралист написал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», где сделал радикальное для того времени утверждение, о том, что человеческие эмоции и эмоции млекопитающих похожи.
Внутривидовая агрессия проявляется в том, что особи одного вида неизбежно вступают в конфликт из-за пищи, удобного места, из-за самки и пр. Появление или приближение другой особи с неясными намерениями вызывает настороженность. Затем следует либо бегство, либо нападение. Вступая в конфликт, оба испытывают страх, и вместе с ним - приступ агрессивности.
Агрессия всегда сопровождается приступом страха, а страх может перерасти в агрессию, что подтверждается многими научными экспериментами и открытиями психологов 20 века.
Человеческая агрессия имеет более сложные формы , отличаясь от животного мира . Многие пессимисты склонны обвинять в этом первобытно-общиный строй , хотя первобытный человек агрессировал только на охоте среди своих сородичей , не распускаясь в быту.
Общество и нормы этики с развитием научно-технического прогресса научилось канализировать деструктивное начало в человеке . Две мировые войны 20 века и выход насилия в социально-политическую плоскость показали-привлекательность его и проста и ужасна. В обычном состоянии человек или группа людей находятся под общественным гнетом в лице государства и его институтов, которые предопределяют его поведение .Руссо в работе "об общественном договоре" сформулировал это положение такой фразой"Человек рождается свободным , тогда как он всюду в оковах" . Находясь в этих оковах ,душа человека и его сознание отчуждается от себя , продуктов труда и других членов общества , поскольку от них он не зависит и теряется , ослабляя себя.
Не умея повлиять на ситуацию, в душе зарождаются деструктивные тенденции , которые Фромм называл Некрофилией. Общество потребления , выстроенное во второй половине 20 века , чей кризис мы наблюдаем ,сначала убирало агрессию в компьютерные игры , которые всасывали и перерабатывали агрессивный потенциал личности. Ближе к началу 2010 х развитие поп-психологии и проникновение в нее главных качеств-умения уважать чужие личные границы,развитию сопереживания и эмпатии , способствовало (в Европе ) созданию "стерильных" и гармоничных, очищенных от агрессии отношений . В интернет -среде нет-нет да и раздаются голоса возмущенных консерваторов о том , что дети больше не дерутся , не добиваются чего-либо агрессивно и только сидят за компьютером.
Российское общество тоже могло бы последовать за этим трендом-в топ самых продаваемых книг наряду с работой Пинкера стала книга Ольги Примаченко"К себе нежно" . Наряду с этим , по школам прокатилась волна шутингов , где лица с мизантропией показывали ту самую деструктивность -социопатию,злокачественную агрессию и нежелание подчиняться общественной морали
Одним из причин такого аморального бунта можно считать (опять же ) стеснение рамками морал и примитивизация труда , нормы новой этики и толерантности , которые требуют отказа от большей части стигматизирующих понятий-шуток про афроамериканцев.лиц с ограничениями по здоровью,мизогинии и сексистских стереотипов . наподобие -иди , вари борщ -как указание женщине не влезать в мужскую дискуссию
И как итог-консервативная волна , связанная с подьемом правых.националистических настроений пришедшая от американских нео и палеоконсерваторов тоже призывает к насилию.
Тем самым , нельзя утверждать , что насилие полностью ушло из общественных отношений -оно выплеснулось как реакция на подчас агрессивную толерантность , токсичный позитив из поп-психологии и отчужденность. Поскольку брутализм традиционалистской риторики подкрепляется стилистикой-сокрушения лево-либерального дискурса во имя традиции.
Как этого избежать, вопрос , мой читатель. открытый , поскольку в мире воцарилась страшная неопределенность. Новый порядок разрушается во многом насильно и дабы удержать голову и психику в тепле , следует только начинать с себя и обьединять всех прочих на этой почве.
Alles