Найти тему
Наталья Швецова

Посиделки в "старой хате". Цените моменты с близкими!

"Дождливое лето", Н. Швецова, масло/холст, 30*40см
"Дождливое лето", Н. Швецова, масло/холст, 30*40см

Вот ведь как бывает! Какое-то здание со временем перестраивают, а то и вовсе сносят. А в памяти людей оно продолжает жить в первоначальном виде.

Во дворе моей бабушки особое место занимала летняя кухня. «Старая хата», как говорит бабушка. Когда-то именно в ней жили бабушка и дедушка.

Поженившись, молодые поселились у родственников в большой казачьей семье. А когда появилась возможность, купили глиняную хатëнку из двух комнат, расположенную на большом земельном участке.

Позже к домику пристроили холодный коридор и кладовую. Ну а когда рядом построили новый дом, «старая хата» стала выполнять роль именно кухни.

В холодное время года там только готовили пищу, которую несли затем в дом. Ну а летом в кухне и готовили, и обедали, и отдыхали на кровати с металлической сеткой.

После обеда бабушка всегда говорила «Ложись, полежи чтобы жирок завязался». Худощавого ребёнка в те времена всегда старались откормить. Я лежала на большой подушке в дальней комнате и с интересом слушала разговоры взрослых.

А иногда мы с сёстрами убегали в летнюю кухню от взрослых чтобы обсудить что-то своё.

Как-то во время ремонта обнаружилось, что под кухней лежат три неразорвавшихся снаряда, оставшиеся ещё со времён Великой Отечественной войны.

Во время военных действий на этом месте стоял немецкий танк, и, судя по всему, стреляли по нему. Сгоревший танк после окончания войны убрали, и все о нём забыли. И вот, через много лет дедушка нашёл такой вот «сюрприз».

Я не помню подробностей. Знаю только, что два снаряда достали, со временем они стали неопасны. Помню как с интересом показывала подружке ржавый предмет цилиндрической формы, лежащий в телеге с мусором.

Ну а один из них так и остался лежать под полом кухни. Ох и разыгралось тогда наше детское воображение! Мы объявили кухню практически военным полигоном. Ещё бы, ведь под ней настоящий снаряд! Мы с гордостью рассказывали об этом знакомым и устраивали тематические игры. Но было и страшно, а вдруг взорвётся?..

В Советской дожди летом — явление довольно частое, по крайней мере раньше это было так.

Когда шёл дождь, на улицу выходили только в резиновых сапогах. Земля быстро размокала, а местами образовывались большие лужи. Домашние животные прятались от непогоды в тёплых сарайчиках. И только утки радостно шлëпали по воде.

В это время и дом, и кухня через открытые двери наполнялись свежим воздухом и запахом дождя. Звук барабанящих по металлическим крышам дождевых капель успокаивал и дарил ощущение особенного уюта. Между домом и кухней росли высокие груши. Иногда спелый плод срывался с дерева и громко ударяясь о металлическую крышу, падал вниз. Кому-то эти звуки покажутся раздражающими, а нам они нравились.

В дождь все работы во дворе прекращались, и бабушка готовила что-нибудь вкусненькое в кухне.

Удивительно, но я не помню чтобы бабушка когда-то отдыхала. За исключением недолгого просмотра утренней телепередачи, весь день её проходил в делах. И, несмотря на это, любую работу она выполняла в хорошем настроении, с любовью, попутно рассказывая нам истории из своей жизни. Вот и в дождливые дни, под звуки капель и аромат пирожков, мы с интересом слушали про бабушкино детство и юность, разрушенный войной родительский дом, учёбу в институте, первые дни в школе в качестве учителя.

А иногда из открытой двери «старой хаты» любовались на падающие с неба капли дождя и радостно плещущихся в луже индоуток, которых двоюродная сестра называла смешным словом «шипуны».

Бабушкины утки-шипуны
Бабушкины утки-шипуны

Если дождь шёл несколько дней, становилось совсем сыро. Тогда бабушка решала одеть нас потеплее и открывала верхний шкафчик шифоньера.

Как же интересно было рассматривать его содержимое! Ведь там хранилась добротная ещё одежда, которую носили в детстве моя мама и тёти. Уцелели даже некоторые детские вещи бабушки. Эти старенькие рубашки и кофточки были почему-то особенно уютными. Конечно «в люди» в таком ретро-образе мы не выходили. Но с удовольствием «щеголяли» во дворе.

Позже я приезжала к бабушке уже с дочерью. И всё было как раньше — «старая хата» с покрашенной серебрянкой деревянной пристройкой, горячие пирожки, разговоры по душам. Казалось, так будет всегда...

Когда бабушкин дом продали, новые хозяева снесли уже изрядно покосившуюся кухню и спилили старые груши.

Жизнь идёт своим чередом, всë меняется. На месте старых строений возникают новые, более современные.

Но в летний дождь иногда невольно вспоминаются наши «посиделки» в старенькой глиняной хатëнке, запах пирожков и плещущиеся в луже индоутки. И на душе становится тоскливо от осознания того, что всё это осталось в прошлом.

Наверное когда-нибудь я устану от бешеной занятости и «жизни по минутам». Перееду в домик с садом. Буду печь внукам пирожки, слушать стук дождя по металлической крыше и делиться воспоминаниями из своей жизни.

А это — одно из них…