Федор Шаляпин преклонялся перед талантом Рахманинова, считая его своим наставником: «Он отличный артист, великолепный музыкант и ученик Чайковского, он особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с элементарными правилами музыки и даже немного с гармонией. Он вообще старался воспитать меня».
Дружба Шаляпина и Рахманинова держалась не только на творчестве, но еще на искренних человеческих добрых отношениях, на взаимном уважении и интересном общении. Очевидцы вспоминали: «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении – это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов». А после домашних репетиций, где звучали арии, русские народные песни и романсы, друзья садились за стол – ели пельмени, пироги, щи с капустой.»
Оба высокие, под два метра ростом, но разные по темпераменту — беспокойный Шаляпин с душой бунтаря и степенный русский интеллигент Рахманинов, соединились в творческом неразрывном союзе и оставили после себя великое наследие. Сергей Васильевич помогал Шаляпину раскрыть характер образа, давал советы по исполнению, обращал внимание на его сценическое поведение. А Федор Иванович вдохновлял композитора, благодаря их общению, были созданы в 1916 году эскизы русских песен «Через речку, речку быструю», «Ах, ты Ваня», «Белелицы, румяницы вы мои».
11 января 1906 под управлением Рахманинова в Большом театре были впервые исполнены одноактные оперы: «Скупой рыцарь» по маленькой трагедии Пушкина и «Франческа да Римини» по Данте. Премьера новых опер Рахманинова прошла с успехом. Зал был полон, несмотря на то что на улицах еще было неспокойно, — только что было подавлено декабрьское вооруженное восстание 1905 года.
Но после четырех представлений своих опер Рахманинов из Большого театра ушел, а сами его оперы появились в репертуаре театра лишь осенью 1912 года. Причин ухода Рахманинова из Большого театра было много. С одной стороны, работа оперного дирижера отнимала столько времени и сил, что на сочинение собственной музыки оставались лишь летние месяцы, когда театральный сезон был закрыт. А с другой стороны, премьера рахманиновских опер прошла не на том уровне, на который рассчитывал композитор.
Партия Барона в «Скупом рыцаре» писалась на Шаляпина, который отказался от участия в спектакле, заявив Рахманинову, что эта партия по своим художественным достоинствам стоит ниже, чем партия Сальери у Римского-Корсакова, чем нанес композитору обиду. Партия Франчески писалась в расчете на то, что ее исполнит Нежданова, но она предпочла готовить роль царицы Ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, постановка которой тогда также готовилась в Большом театре.
Своя история приключилась и с оперой «Монна Ванна» по пьесе М. Метерлинка. Рахманинов написал в клавире целый акт оперы (первый). А потом работа была прекращена. Причин, по-видимому, было две. В пьесе Метерлинка ставились важнейшие моральные проблемы, связанные с нравственным и патриотическим долгом человека, с его обязанностями по отношению к обществу и близким, однако преобладание в ней интеллектуального начала над эмоциональным затрудняло написание музыки, в чем Рахманинов откровенно признавался в одном из своих писем либреттисту.
Другая же причина была юридического характера. Для написания оперы требовалось согласие Метерлинка. Письменные переговоры с ним на этот счет вел К.С. Станиславский, с которым Рахманинов – поклонник Художественного театра — был в добрых отношениях и который именно в это время ставил в МХТ «Синюю птицу» Метерлинка.
Ответ Метерлинка оказался неутешительным.
Он признавал талант Рахманинова, но, согласно договору, который он к тому времени уже заключил с одним из музыкальных издательств, все права на написание оперы «Монна Ванна» уже принадлежали малоизвестному французскому композитору Фюрье. Правда, Метерлинк в письме Станиславскому делал оговорку: Рахманинов может продолжать работу над оперой, но ее постановка будет возможна лишь в России, где не действуют те юридические нормы, которым он, Метерлинк, обязан подчиняться. Таким образом, путь для новой оперы Рахманинова на европейскую сцену оказывался закрытым...
Композитор не стремился к сотрудничеству с режиссёром Константином Станиславским, так как осознавал, что работа с ним подразумевает абсолютное подчинение чужой воле.
Рахманинов, «Письмо К. С. Станиславскому» Es-dur для голоса с фортепиано, к юбилею Художественного театра, 1908 г.:
«Осенью 1908 года мы в третий раз поехали из Ивановки в Дрезден, – вспоминает супруга Рахманинова Наталия Александровна. – Этой осенью в Москве происходило чествование Художественного театра по случаю десятилетия со дня основания. Сергей Васильевич хотел непременно принять участие в этом чествовании. Он написал Станиславскому письмо, поздравляя его и всех сотрудников театра и посылая им наилучшие пожелания, и положил это письмо на музыку, как это делается с романсами. Письмо начиналось, насколько помню, так: «Дорогой Константин Сергеевич, я поздравляю Вас от чистой души…» и т.д. Письмо это было послано Слонову с просьбой передать его Шаляпину и настоять на том, чтобы Шаляпин его выучил. Среди потока официальных приветствий, речей и адресов юбилярам на эстраде появился неожиданно Шаляпин, который пропел письмо Рахманинова. Это произвело настоящий фурор, и Шаляпину пришлось его, конечно, бисировать. Да и в концертах ему потом неоднократно приходилось петь это письмо по просьбе и требованию публики».
Станиславский и Шаляпин независимо друг от друга пришли к похожим выводам в области театрального искусства. У них были очень близкие взгляды на сценическое искусство, его цели и задачи, средства и принципы. Различия в их деятельности происходили главным образом из специфики драматического и оперного жанров.
Многие шаляпинские находки легли в основу знаменитой «Системы Станиславского». Так, например, Шаляпин призывал певцов всегда начинать с поиска интонации. Интонация – ключ к образу, его суть. Оперному артисту найденная интонация помогает по-разному окрашивать звук, скрытые за ним мысли и эмоции, обрамлять его особенным произношением. Станиславский называл это «зерном» роли.
После премьеры оперы «Фауст» С.И. Мамонтов писал: «Шаляпин ничего не делает на сцене, стоит спокойно, но посмотрите на его лицо, на его скупые движения: сколько в них выразительности, правды, а француз всю роль проплясал на ходулях, на шарнирах; старается, напряжение огромное, играет во всю мощь, а не трогает, не волнует, не убеждает».
Станиславский сравнивал актерское вдохновение с полетом: «Правильное внутреннее сценическое самочувствие…находится в положении балансирующего в воздухе аэроплана, который нужно постоянно направлять». Этот процесс Шаляпин описывал так: «Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует».
Фраза Станиславского о том, что он свою систему «писал с Шаляпина», – конечно, преувеличение, но она указывает на то, что Шаляпин разработал и сформировал свой художественный метод в опере раньше, и поэтому Станиславский готов был «подписаться» под его результатами. Интерес Станиславского к оперному искусству в значительной мере порожден его интересом к личности Шаляпина.
Сюжетам из жизни Станиславского, Рахманинова и Шаляпина, как и прославившим их образам посвящен вечер-концерт «Дружба длиною в жизнь: Станиславский, Шаляпин, Рахманинов», который состоится 24 августа в Музее МХАТ (Дом-музей К. С. Станиславского. Леонтьевский пер. 6, стр. 1).
5 и 6 октября «Спектакль-променад «Две жизни Рахманинова» дарит возможность взглянуть на личность композитора с разных сторон: глазами отца, матери и самого Рахманинова. Спектакль состоится в пространстве девяти локаций Петровского путевого дворца, где в иммерсивном формате будет разыграно одиннадцать сцен из жизни композитора на фоне ожившей истории музыкальной эпохи России.
Литература:
- Источник: «50 лет ровесникам, гениям, кумовьям: исторические зарисовки дружбы Шаляпина и Рахманинова».
- Источник: «Юбилей великих русских музыкантов».
- Источник: «РОССИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ШАЛЯПИНА И С. РАХМАНИНОВА».
- Источник: «С. В. РАХМАНИНОВ И ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО: ИЗ ИСТОРИИ НЕ СОСТОЯВШЕГОСЯ СОТРУДНИЧЕСТВА».
- Источник: «Театр Сергея Рахманинова».
- Источник: «От метода Шаляпина – к системе Станиславского».