Кама Цепеш,
Все уже успели высказаться по поводу "Барби", но я поговорю о том, почему ее НЕ поняли.
Всё прекрасно в Барбиленде - мире, где Барби и Кены только и делают, что живут идеальной жизнью, состоящей из "важных" дел и вечеринок. Но однажды что-то нарушает связь между оригинальной Барби и ее хозяйкой, и теперь первой придётся проникнуть в реальный мир, чтобы все стало, как прежде.
Знаменитые куклы компании Mattel создавались для того, чтобы мотивировать девочек всего мира не ограничивать себя домашними делами, возней с пупсами и играми в "дочки-матери", а заглядывать во взрослую жизнь, полную возможностей и разнообразия. Барби была как-бы "антипатриархальной", разрушая устои о "женских" и "мужских" занятиях. Это конечно похвально, но вместе с тем Mattel идеализировали взрослую жизнь, окунув ее в розовую краску и посыпав блёстками. Кен же наоборот, стал более женственным по характеру при том, что внешне от него ожидается образ маскулинности и привлекательности. Он стал всего лишь дополнением к такой разной Барби, что показывает двойные стандарты политики компании. Забавно, что самой фирмой руководят сугубо мужчины.
Эти неявные и противоречивые аспекты лежат в основе кассового кена режиссёра "Ледибëрд" Греты Гервиг, написавшей сценарий совместно со своим (уже) мужем, тоже режиссёром, Ноа Бумбахом. С виду картина выглядит как очередной феминистический вброс безумного масштаба, ведь мужские персонажи отодвигаются на второй план, высмеивается факт того, что миром правят мужчины, и Барби не в силах это исправить, привнеся "равенство", всё вылизано и стерильно. Однако сама ирония сценария заключается в том, что это никакой ни манифест и не сатира. Это реалистичный взгляд на мир, в котором тяжелую или опасную работу в 99% случаях будут выполнять мужчины, где всё запутано и непонятно, чувства и эмоции значат намного больше, чем призывы и ультиматумы, где свобода - иллюзия, но это не значит, что всё в нашей жизни под контролем власть имущих. Мы развиваемся и растем, жизнь кажется нам уже не розовой с блёстками, где можно делать что угодно и когда угодно без последствий, но и не серой и блеклой, а динамической: палитра нашей призмы восприятия окружения меняется согласно тому, что мы испытываем. Герой Уилла Феррела - глава совета директоров Mattel - говорит: "Мы продаем девочкам мечты, мы продаем блестки". Но потому Барби и теряет свою "идеальность" - ее хозяйка растет. В короткой сцене в конце первого акта (лучшее, что есть в фильме) Барби узнаёт - нет, чувствует, что такое настоящий мир. Проникновенная игра Марго Робби прямо через экран передаёт всё удивление и изменение героини. Ее искренне жаль, когда Саша, ее хозяйка, отвергает ее. К сожалению, вторая половина значительно скатывается в профеминистический манифест с монологами о woman power и независимости, так что ей не хватает прежнего двойного дна и самоиронии, чтобы удерживать скрытый посыл, и некоторые сцены смотрятся просто неправильно.
Мне кажется, что именно на этом моменте люди невзлюбили фильм. Речь героини Америки Ферреры, как и представление, что Барбиленд будет функционировать ТОЛЬКО под руководством кукол Барби - а Кены невежественные идиоты без характера, которые все портят - портят всё, что до этого так хорошо работало в плане нарратива. Создатели споткнулись в самом неподходящем месте, ведь как раз тогда Кен выдаёт ту самую "I'm just Ken", которая раскрывает его не как антагониста, коим его воспринимают Барби, а как... обычного парня, который сталкивался с игнором и антипатией со стороны подруги. Песня - гимн мужской половине планеты, прекрасно описывающая, как чувствуют себя парни во френдзоне. К счастью, сама Барби признает свою ошибку, извиняется перед ним и подталкивает искать себя. Момент, который мне сильно не нравится - Глория, мать Саши, которая устроила ту речь. Ее предыстория не раскрыта, как бы у Саши есть отец, и его даже показали, но нет ни объяснения, почему Глория так обижена на мужчин, почему она рассталась с мужем, почему Саша выросла такой злюкой, так что налаживание отношений матери и дочери сводится к тому, что они просто провели вместе время.
Кениальность "Барби" в том, что она притворяется уморительной сатирой на патриархат и поиске места женщины в жестоком "прогрессивном" мире, но на самом деле является демонстрацией реалистичного мира, вдохновляющего самим по себе, и поиске собственной личности Кеном, а не Барби. Фильм невероятно смешной, хотя некоторые прямолинейные шутки неудачно косят под сатиру. Он не лишен жестокости, стремных моментов, напоминающих об искусственности и нереалистичности продвигаемых корпорациями идей, и приятных моментов, напоминающих о важности собственного достоинства. Местами милая, местами кринжовая и неправильная, местами поразительная, "Барби" даёт простор для размышлений и интерпретаций, правда ли она напичкана "западной повесткой" и представляет собой тупую пустышку, или является чем-то более сложным и реалистичным, чем кажется на первый взгляд?