Найти тему
Усадьба Кусково

"Дачное" Кусково. Как часть старинного имения превратилась в место отдыха москвичей. Часть 3

С.А. Шапковская

(Московский журнал №3 (399), март 2024г.)

На лето театр арендовали различные режиссеры, нанимавшие труппу и формировавшие репертуар. В конце 1890-х годов таким режиссером был Семен Агапович Корсиков-Андреев из театра Корша. В саду выступали московские и петербургские актеры, и качество спектаклей отмечалось как весьма достойное. Поэт-сатирик П.В. Шумахер, ежегодно гостивший в Голландском домике усадьбы Кусково, в одном из писем сообщал о бенефисе ведущего актера Малого театра Н.Е. Вильде:

«Вильде <…> прислал мне в прошлое воскресенье на свой бенефис кресло <…> театр всякий раз, как слышно, битком набит. Арефьев нынешний сезон торговал на славу, и какое бы ненастье ни было, в четверг и воскресенье погода с обеда устанавливалась хорошая и сад его всегда был полон» (Муковоз А.С. Судьба Английского парка в имении Кусково графа С.Д. Шереметева. 1870–1910-е гг. // Сборник XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля». Ч. 1. — СПб., 2019. С. 522–535.).
Николай Евстафьевич Вильде. Фотография
1870-х годов
Николай Евстафьевич Вильде. Фотография 1870-х годов

В 1899 году анонсировались гастроли артиста столичного Александрийского театра Модеста Ивановича Писарева, намеревавшегося исполнить главную роль в постановке пушкинского «Бориса Годунова».

Модест Иванович Писарев.
Гравюра В.В. Матэ
с портрета И.Е. Репина
Модест Иванович Писарев. Гравюра В.В. Матэ с портрета И.Е. Репина

С 1892 по 1895 год арендатором сада «Гай» выступал некто Антошин. В 1893 году здесь находились ресторан, лавка, кухня, погреба, галерея, домик для служащих, театр, бильярдная, кегельбан и музыкальный павильон. Для удобства дачников были обустроены подъезды к саду: сделаны шоссе напротив лавки и ресторана, от главных садовых ворот сквозь «Гай», а также вокруг «Гая», от резерва Нижегородской железной дороги до Новой слободки.

Активное строительство и благоустройство продолжилось при новом содержателе сада — московском мещанине А.В. Найденове. Несмотря на значительную конкуренцию, он арендовал «Гай» на протяжении 12 лет (1896–1908). В последние годы ему помогал сын — личный почетный гражданин С.А. Найденов. На начало XX века пришелся пик аренды и возведения дач не только в английском парке, но и в окрестностях. Кроме того, в летнее время масса народа приезжала на гулянья, в связи с чем увеличился штат нижних чинов уездной полиции и сторожей.

Кусково. Сад «Гай». Открытка начала XX века
Кусково. Сад «Гай». Открытка начала XX века

Помимо обширных окрестностей, публике дозволялось гулять во французском регулярном парке и осматривать Главный дом: осмотр был бесплатным, но осуществлялся в отсутствие хозяина и с разрешения управляющего имением; также можно было посетить оранжереи.

В собрании ГМЗ "Останкино и Кусково" есть план участка «Сад Гай», выполненный около 1906 года. Из доклада графского управляющего известно, что в этот год в саду планировалось установить открытую сцену и музыкальную эстраду. Они видны на черновом наброске, датированном 22 октября 1906 года. На самом же плане имеется подробная экспликация, дающая представление об окончательно сложившемся садовом комплексе. Центром оставался театр, к югу от которого располагались открытая сцена, будка для синематографа, тир, киоски для продажи вафель и вод, эстрада, веранда-буфет, кухня, лавка, бильярдная, кегельбан и кабинеты-палатки. Буфет работал как ресторан 1-го разряда до двух часов ночи (Муковоз А.С. Судьба Английского парка в имении Кусково графа С.Д. Шереметева. 1870–1910-е гг. // Сборник XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля». Ч. 1. — СПб., 2019. С. 522–535.)

План участка «Сад Гай». 1906 год. Из фондов музеяусадьбы Кусково ГМЗ
«Останкино и Кусково»
План участка «Сад Гай». 1906 год. Из фондов музеяусадьбы Кусково ГМЗ «Останкино и Кусково»

Несмотря на все удобства дачной жизни в английском парке усадьбы Кусково, устройство заведений для «низшего класса» на соседних с шереметевскими землях иногда порождало недовольство дачников. Так, в 1903 году дачевладельцы и жители Кускова составили прошение на имя московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича о закрытии трактира 3-го разряда вблизи станции Кусково, принадлежавшего дворянину Кетчеру. Чуть позже управляющий графа писал о недопустимости строительства увеселительных заведений на территории Новой Слободки, где пролегал главный проход публики в имение, поскольку «уже благодаря пивным лавкам безобразия и скандалов более чем довольно», а также «ходят масса оборванцев, которые тащат все что плохо лежит» (Муковоз А.С. Судьба Английского парка в имении Кусково графа С.Д. Шереметева. 1870–1910-е гг. // Сборник XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля». Ч. 1. — СПб., 2019. С. 522–535.).

Кусково. Дворец. Открытка
начала XX века
Кусково. Дворец. Открытка начала XX века

В конце арендного срока А.В. Найденова в «Гае» уже не поддерживался прежний высокий уровень культуры развлечений. С 1909 по 1914 год сад сдается потомственному дворянину П.А. Зайцеву, приложившему большие усилия к тому, чтобы вновь привлечь сюда «чистую публику». В одном из писем он извещает графа С.Д. Шереметева:

«Танцевальные вечера становятся все более оживленные, труппа недурная, даже хорошая».

Труппа драматических артистов, который руководил Зайцев, обращалась как к легкому развлекательному жанру, так и к серьезной драматургии, в репертуаре кусковского театра значились пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.М. Горького, на сцене блистали известные актеры Малого театра О.О. Садовская, Е.М. Садовская, А.А. Тольский.

Процитируем довольно любопытную архивную газетную вырезку 1901 года на тему кусковских дачных увеселений:

«Во вторник, 17 июля, в Кускове, в саду “Гай” был назначен первый в этом сезоне костюмированный бал. Благодаря той популярности, которую приобрел сад “Гай” среди москвичей, бал привлек массу публики. Согласно афише, за лучшие костюмы выдавались призы: золотая брошка и букет. Судьями были избраны местные дачники. Первый приз был присужден не обладательнице костюма из разной величины баранок с такой же диадемой на голове, каковой костюм многие считали лучшим, а одной из дачниц, явившейся в кисейном обыкновенного покроя платье. Когда публика узнала, кому присужден первый приз, сейчас же поднялся страшный шум, крик и свист в летнем театре, где происходили танцы. Безобразие продолжалось более получаса; местная администрация распорядилась для водворения порядка погасить электричество в театре. Публика было успокоилась, но электричество зажгли, и один из главных агитаторов в пользу дамы, получившей приз, имел неосторожность войти на эстраду и показать кулак публике, настойчиво требовавшей передачи приза госпоже Д., одетой “бараночкой”. Начался вновь страшный шум, крик и свист, продолжавшийся более получаса и не прекращавшийся даже после того, как погасили электричество. Неизвестно чем бы все это кончилось, если бы одному из представителей администрации не пришла в голову счастливая мысль зажечь фейерверк. Публика поспешно бросилась из театра, и порядок был водворен».

Специально же освещали жизнь дачников конца XIX — начала XX века многочисленные дачные газеты и листки, в том числе «Дачная жизнь» и «Дачник». В любом подобном издании непременно существовал литературный отдел, где печатались рассказы и стихи из дачной жизни, сатира и всякого рода «сенсационные произведения». «Дачная жизнь» издавалась только в 1911 году, «Дачник» (с подзаголовком «Литературная и справочная газета») выходил на протяжении летнего сезона 1909 года через день с 1 мая по 30 августа. В первом номере редакция извещала, что она «своей обширной и разнообразной программой ставит целью служить в период летнего сезона всему дачному населению приятным и занимательным развлечением, полезным указателем во всех случаях культурно-научной и воспитательной жизни, практическим руководителем справочного характера и ярким рефлектором, отражающим на столбцах своей газеты все проявления иностранной, иногородней и дачной жизни»(Муковоз А.С. Судьба Английского парка в имении Кусково графа С.Д. Шереметева. 1870–1910-е гг. // Сборник XXV Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля». Ч. 1. — СПб., 2019. С. 522–535.).

-7

Надо отметить, что круг тем, затрагиваемых в дачных газетах, отличался широтой. Здесь размещалась хроника, рецензии на спектакли дачных театров, репортажи о танцевальных балах, спортивных состязаниях, детских играх. Всегда присутствовал раздел происшествий, сообщавший зачастую о леденящих душу и щекочущих нервы «ужасах» — гибели неосторожных дачников под колесами поездов, пожарах, кражах, убийствах и тому подобном. Публиковались и материалы практического характера — руководства по «дачному птицеводству», устройству «рациональных купален», огородов, цветников, аквариумов; здесь же — расписания пригородных поездов, афиши дачных театров… Наконец, какая же газета может обойтись без рекламы? Основная информация касалась, конечно, поиска и найма дач. И еще одна особенность дачной прессы — ее подчеркнутая аполитичность. Отсутствовали малейшие отзвуки общественных и революционных событий, именно в это время, на рубеже веков, будораживших общество. Даже в столь неспокойное время дачная жизнь оставалась самодостаточным замкнутым автономным явлением.