6 августа 1945 года, ровно в 8:15 утра, атомная бомба с урановой начинкой под кодовым названием "Малыш" взорвалась на высоте 580 метров над городом Хиросима. Взорвалась с ослепительной вспышкой, гигантским огненным шаром и температурой более чем в 4000 С градусов над поверхностью земли. Огненные волны и радиация распространялись практически мгновенно в каждом направлении, создавая взрывную волну сверхсжатого воздуха, приносящую смерть и разрушения.
За несколько секунд 400-летний город был буквально превращён в пепел. Тротуары и асфальт расплавились, здания обрушились, а ветхие строения были снесены взрывной волной. Рядом с эпицентром взрыва температура была такой высокой, что большая часть живых существ была моментально превращена в пар.
Тени на парапетах от людей отпечатались даже в полумиле к юго-юго-востоку от эпицентра на мосту Ярозуйо. Всё, что осталось от людей в Хиросиме, сидящих на камнях, которые не оплавились - это горстки черных теней. В течение секунды 75000 человек получили ранения и ожоги, несовместимые с жизнью. Более чем 65% смертей приходилось на детей от девяти лет и младше.
В бомбардировщике B-29 Enola Gay, предназначенном для выполнения задания, командиром и пилотом был командир 509-ой объединённой эскадрильи полковник Пол Тиббетс. Он взлетел с Северного Поля, авиабазы на острове Тиниан в западной части Тихого океана примерно в 6 часах лёту от Японии.
Дата 6 августа была выбрана потому, что до этого над целью были облака. На момент старта, погода была хорошей, а команда и оборудование работали исправно. Капитан флота Уильям Парсонс поставил детонаторы спустя немного времени после взлёта, а его ассистент, лейтенант Моррис Джепсон убрал предохранители за тридцать минут до того, как самолёт достиг цели. Атака прошла, как было запланировано, и ядерная бомба свободного падения ружейного типа была запущена.
Примерно за час до бомбардировки сеть японских радаров раннего предупреждения зафиксировала приближение нескольких американских самолётов, направлявшихся к южной части Японии. Была объявлена тревога, а также остановлено радиовещание во многих городах, в том числе в Хиросиме. Самолёты приближались к побережью на очень большой высоте. Примерно в 08:00 оператор радара в Хиросиме определил, что количество приближавшихся самолётов было очень малым — возможно, не более трёх, — и воздушная тревога была отменена, а японцы решили не перехватывать такое маленькое формирование с целью экономии горючего и самолётов.
Тремя самолётами, наносящими удар, были: Enola Gay (главный самолёт, названный так в честь матери Тиббетса), The Great Artiste (нёсший измерительные приборы) и тогда безымянный B-29, позже названный Necessary Evil («необходимое зло»), нёсший фотоаппаратуру. По радио было передано стандартное сообщение, что будет разумно отправиться в бомбоубежища, если B-29 будут в самом деле замечены, но что ожидается не налёт, а всего лишь какая-то разновидность разведки.
В 08:15 местного времени самолёт Enola Gay сбросил ядерную бомбу под названием «Малыш» на центр Хиросимы. Она взорвалась примерно в 600 метрах над поверхностью со взрывным эквивалентом примерно 13 килотонн тротила (бомбы из урана-235 считались очень неэффективными, в них расщеплялось только 1,38 процентов материала). Так было убито на месте примерно 70 — 80 тысяч человек. Примерно 2000 человек из этого числа (ещё 800—1000 умерших от последствий взрыва) были японскими американцами, учившимися здесь до войны и оказавшимися неспособными покинуть страну. Скорее всего, сотни американских военнопленных также умерли. Радиус зоны полного разрушения составлял примерно 1,6 километра, а пожары возникли на площади в 11,4 квадратных километра. 90 % зданий Хиросимы было либо повреждено, либо полностью уничтожено.
==========
9 августа в 11 часов 2 минуты экипаж самолета-носителя сбросил плутониевую бомбу "Толстяк" на Нагасаки. Бомба взорвалась высоко над промышленной долиной Нагасаки. Было убито и пропало без вести более 73 тысяч человек, позднее от облучения и ранений умерло еще 35 тысяч человек. Более 50% пострадавших были поражены ожогами, до 30% получили повреждения от ударной волны, 20% подверглись действию проникающей радиации. Пожары уничтожили большую часть жилых зданий. Последствия второй бомбардировки стали не менее ужасающими, чем после первой операции. В одном из японских докладов ситуация, наблюдавшаяся на территории Нагасаки, была охарактеризована следующим образом: "Город напоминает кладбище, на котором не уцелело ни одной надгробной плиты".
Когда Роберт Оппенгеймер сказал президенту, что после атомных бомбардировок японских городов он и его коллеги ощущают "кровь на своих руках", Трумэн ответил: "Ничего, это легко смывается водой".
Мы обязаны помнить, кто совершил это преступление. Такое забывать НЕЛЬЗЯ. Хотя сами японцы предпочли не привлекать к ответственности США и забыть это преступление, что является само по себе уму не постижимым.