Найти тему

"Бёрдмэн, или неожиданное достоинство невежества" / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) реж. Алехандро Г. Иньярриту (2014 год)

Мы проживаем жизнь без возможности её редактировать

"Бёрдмэн" поистине великий фильм. Это скрытый гем в пучине жваченого кино. Грамотная сатира на современные реалии большого Голливуда и его приоритетов, но подаётся она через камерную историю одной театральной постановки.

Театральность происходящего выражается через визуальный стиль и долгие сцены. Одно из главных достоинств фильма - это съёмка одним кадром. Начиная со сцены медитации в гримёрке до самого окончания премьеры пьесы зритель не увидит ни одной монтажной склейки (хотя они есть). Актёрам приходилось долго репетировать эпизоды и отыгравать длинные планы, аналогично театральному подходу, где сценой было всё здание театра и его окрестности, а жизни действию придавала грамотная мизансцена и камера Эмануэля Любецки, которая как будто призрак вмешивалась в жизни героев.

Определённый ритм действию придавало и музыкальное сопровождение. Весь саундтрек состоит практически только из барабанов и ненавязчиво синтезатора, играющего на фоне. По задумке Иньярриту в сценах, где играет музыка, актёры должны выполнять действие точно в ритм ударных, поэтому в некоторых сценах мы видим живых музыкантов, сопровождающих героев на улицах Бродвея.

По сюжету мы наблюдаем за Риганом Томсоном в исполнении Майкла Китона. В прошлом известный актёр, сыгравший популярного супергероя, но сейчас идущий на эксперименты ради того, чтобы сделать что-то и вправду великое и возродить свою актёрскую карьеру. Весь фильм мы смотрим на производственный ад пьесы, где Риган выступает режиссёром, сценаристом и исполнителем главной роли. Он готов пойти на всё, лишь бы его работа получила признание.

Сюжет пьесы сильно перекликается с происходящим в жизни Ригана. При повторном пересмотре, реплики героев постановки воспринимаются, как предсказание будущего и почти точным пересказом его жизни до этой авантюры.

"Бёрдмэн" оказался пророческим фильмом для двух актёров, сыгравших главные роли. Как и в фильме Майкл Китон до съёмок имел клише первого Бэтмена на большом экране и долгое время не воспринимался как серьёзный артист из-за чего снимался в откровенно проходных картинах, но в итоге как и Риган после премьеры получил признание и даже был номинирован на Оскар.

Второй человек - это Эдвард Нортон. Нортон имеет репутацию человека с не самым приятным характером. Многие режиссёры, у которых он снимался конфликтовали с ним и были готовы выгонять его с проектов. Он вечно лез в сценарий, в монтаж, вносил правки и пытался подстроить весь проект под себя. Из-за таких действий он потерял роль в кино вселенной Марвел и получил репутацию проблемного актёра, хотя в конце девяностых и начале нулевых считался одним из самых лучших актёров своего поколения, но, к сожалению, также остался на задворках, но как и Китон после Бёрдмена вернул себя имя, получил свою номинацию, но, к сожалению, не закрепил успех.

Его персонаж Майк противопоставлен Ригану. Их главный конфликт - это конфликт идеалогий. Риган актёр массового кино, признанный герой попкультуры и он ставит пьесу под призмой киношного опыта. Майк артист театра, приверженец школы Станиславского, где актёр должен показывает живое действие с минимумом бутафории. Их характеры протироставляются друг другу также, как и основная идея фильма протипоставляется массовому кино и сама форма с театральньными приёмами идёт в разрез с тем, что всё-таки они снимали кино.

"Бёрдмэн" - многогранный фильм. Он может восприниматься как протест и сатира на массовое кино. Может быть отличной историей одного человека, который пытается всем доказать, что он тоже на что-то способен, а может быть просто частью прекрасного синифильского опыта, который принесёт огромное удовольствие от просмотра.